МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ


Рассказать об архитектуре Московского Кремля - это означает рассказать об истории русской архитектуры, так как ни в одном ансамбле она не отображена так полно и такими архитектурными шедеврами. Кремль на протяжении всей истории русского народа играл роль национального центра. Здесь каждая эпоха оставила своих красноречивых свидетелей - архитектурные сооружения. Рассказать о них пусть даже коротко просто невозможно. Поэтому придется остановиться лишь на основных этапах формирования кремлевского ансамбля.

Уже в XI ст. на Боровицькому холме, где река Неглинка впадает в Москв-реку, существовало древнерусское поселение. В XII ст. там была княжеская усадьба, и в 1147 г. Москва впервые упоминается в летописи. В 1156 г. князь Юрий Долгорукий укрепил детинец Москвы деревянными стенами. В 1238 г. Москва героически оборонялась от монголо-татарского нашествия. Город был взято и сожжено, все жители города погибли в неравном бое. Но уже в конце XIII ст. Москва восстанавливается и становится столицей небольшого княжества, которым правил князь Данил, сын Александра Невского.

В начале XIV ст. при Иване Калити в Москве начинает интенсивное строительство, поскольку она становится резиденцией великого князя и митрополита. Строятся новые укрепления, каменные дворцы и церковные сооружения. С 1326 по 1340 гг. в Кремле сооружаются белокаменные соборы - Успенский и Архангельский, несколько церквей, новые княжеские хороми и новые крепкие деревянные стены. Сооружения эти к нашим дням не сохранились, но исследование их решток и аналогичных памяток дают представление о белокаменной ранней московской архитектуре конца XIV - начала XV ст. Тем не менее в московской архитектуре было уже и много нового, что обозначилось на композиции и декоре сооружений. Во времена правления Дмитрия Донского, когда над страной нависшая угроза нападения из мероприятия, а освободительная борьба с монголо-татарами вступила в решительную фазу - приближалась славная Куликовська битва 1380 г.- вокруг Кремля строятся белокаменные стены и башни. Кремль превращается в могущественную крепость. Остатки этих укреплений видно кое-где под современными кирпичными стенами, которые были построены уже во второй половине XV ст. К тому времени Москва становится столиц-объединенной Движении. Окончательно освободившись от монголо-татарского ярма и преодолев сопротивление феодальной анархии, Москва, на удивление всей Европы, стала крепким централизованным государством. Возникшая потребность в новых сооружениях, которые должны были отвечать новому городу. Вместо небольших белокаменных церквей строятся величественные соборы, окончательно составляется ансамбль центральной площади Кремля и сооружаются новые стены и башни, которые отвечали новой военной технике. Русское государство берет на вооружение техническое и культурное достижения эпохи Возрождения, как это было и в других странах Европы. Ренессансная культура не была чем-то инородним для Движении: ее восприятие було подготовлено всем ходом общественное исторического развития. Тем не менее проявления ренессансной культуры в России имели свои особенности. Они были обусловлены своеобразностью русской культуры, влиянием народного искусства и незаурядной ролью православной церкви, которая была против форм, принятых католической церковью.

В 1475-1509 гг. состоялась перестройка Кремля при участии наилучших архитекторов Москвы, Ростова, Новгорода и Пскова, а также приглашенных из других европейских стран, в том числе ренессансных архитекторов из Болоньи, Милану и Венеции. Первым сооружением нового ансамбля был новый Успенский собор, строительство которого было поручено выдающемуся московскому архитектору В. Д. ермолину. В результате боярских интриг его было усунено от руководства роботами, а строительство собор поручен каменщикам Кривцову и Мышкину. Через неопытность руководства случилась авария, и в 1475 г. строительство собора було предложено выдающемуся ренессансному архитектору Аристотелю Фиорованти. Внешний вид собора должен был отвечать русским традициям: такой было требование заказчиков, и Фиорованти внимательно изучал древнерусские сооружения в Новгороде, Владимире и Устюзи. Строительство Успенского собора было закончено в 1479 г. Его фасады расчленены высокими пилястрами и завершено по древнерусской традиции полуциркульными закомарами и пятью величественными куполами. О владимирских традициях напоминает широкий колонча-стий ремень, который горизонтально разделяет фасады. Формы собора могущественные и спокойные, от них веет величием и красотой. Отличается от древнерусских традиций интерьер собора, который напоминает большой зал с четырьмя высокими круглыми колонами внутри. Восточная алтарна часть отделена от центральной сплошным иконостасом. Открытое внутреннее пространство собора хорошо освещено, вместе с мягкими тонами фресковой живописи (выполненному в 1514 г., со временем - переписанному), золотом и яркими красками икон и иконостасу взыскивает большое художественное впечатление.После Успенского собора в 1584 г. псковские мастера на месте бывшего белокаменного, но уже из кирпича (за традиционными формами московской архитектуры) начали строить Благовещенский собор, за их обычаем - на пидклити. Сначала собор имел три купола - сдача пристроена в XVI ст. Собор небольшой, с живописным багатоверхим завершением. Его радостная, нарядная архитектура контрастирует с суровыми формами Успенского собора. Поражает собор внутри. Его стены расписал выдающийся художник тех времен Феодосий Деонисьев с помощниками. Иконы в иконостасе - это произведения больших живописцев конца XIV - начала XV ст., в частности, Феофана Грека, Прохора из Городца и славного Андрея Рубльова, Художественный эффект интерьера дополняет живописный пол из полированных цветных плит агатовидной яшмы (XVII ст.). Привлекает внимание много украшенный резьбой западный портал, который из галереи ведет вглубь храма (XVI ст.). Его формы характерны для ренессансной архитектуры. Благовещенский собор выполнял роль дворцовой церкви больших князив и царив.

Третий собор, Архангельский, что входит в ансамбль Соборной площади, обозначенный чертами ренессанса. Выстроил его в 1505-1509 гг. архитектор Алевиз Новый, что был представителем венецианской архитектурной школы. За композицией он традиционный для древнерусской архитектуры: с тремя нефами и крещатыми в плане столбами внутри, с пятью куполами. Собор большой за размерами, тем не менее значительно меньший за Успенский, который играл роль усыпальницы больших князив и царив. Фасады собора с коринфськими пилястрами, с раковинами в закомарах, круглыми окнами и типичными для ренессансной архитектуры порталами за характером близкие к венецианской школе. Автор собора - Алевиз Новый по дороге к Москве попал в плен к татарам, и крымский хан Менгли-Гирей принудил его выстроить Бахчисарайский дворец, где уцилив портал, аналогичный к порталам Архангельского собора. Со временем Алевиз выстроил немало сооружений в Москве.





Вернуться назад