РИМСКИЙ ПАНТЕОН

Главная - Архитектура - РИМСКИЙ ПАНТЕОН

Старинный Рифм вписал в историю мировой архитектуры важные страницы. Древнеримская архитектура завершает тысячелетнюю историю античной архитектуры рабовладельческого общества, и вполне естественно, что старинный Рифм использовал и развил все ее достижения. Тем не менее Риму пришлось создавать и самому. Перед архитектурой римского государства стояли новые задачи: для исполинских городов нужны были новые принципы застройки и новые типы сооружений. Для строительства дорог, акведуков, мостов, огромных терм, дворцов с гигантскими залами, ансамблей городских центров - форумов и т.п. нужны были и новые типологические решения, а главное - новая строительная техника, с помощью которой эти задачи могли решаться. Римские инженеры изобрели новый строительный материал - бетон, который дал возможность решать найскладниши технические проблемы, а также использовать малоквалифицированных рабов (а в Элладе каждый мастер был и опытным художником).

Пантеон в Риме. Внешний вид

Высочайший расцвет римской архитектуры приходится на друге половину и ст. и первую половину II ст. н.э., когда Римская империя достигла апогея своего могущества. Именно в настоящее время были построены виднейшие шедевры древнеримской архитектуры, и среди них - Пантеон, храм, посвященный всем богам, которых уважала римская власть. Храм должен был быть средством укрепления влияния господствующего класса на народные массы. Его начали строить на месте старика храма во времена императора Траяна, а закончили где-то на 20-начала х лет II ст. н.э.- уже за императора Андриана. Считают, что строил храм славный архитектор Апполодор из Дамаска. Судьба его была трагической. Император Андриан считал себя архитектором и однажды прислал Апполодору свой проект храма Венеры и Роми. Апполодор резко раскритиковал императорский проект, за что был арестованный и казненный.

На площадь Ротонды, где стоит Пантеон, можно пройти узенькими и кривыми улочками Риму, мимо живописную площадь Навона. Перед зрителем приоткрывается величественный портик с трех рядов колонн коринфського ордера, которые поддерживают высокий треугольный фронтон. За портиком видно огромный бетонный цилиндр, перекрытый куполом. Смотря на Пантеон извне, нельзя сказать, что это сооружение взыскивает наибольшее впечатление сравнительно со всем, что выстроил старинный Рифм. Но, переступив порога Пантеона, невольно останавливаешься в увлечении: перед нами раскрывается пространство необыкновенной красоты. Собственно, все здесь просто. Гигантский купол диаметром 43,5 г перекрывает круглый зал. Пол из мраморных разноцветных плит расчлененная на квадраты и круги. Площадь пола 1500 м2. Цилиндрическая стена разделена на два яруса. В нижнему - нише, где стояли статуи, верхний было обложено мраморными панелями. Желтые, розовые, коричневые, зеленоватые тоны мраморов создавали теплую цветную гамму. Все вокруг будто було обвито золотистой вуалью. Но главное - это купол. Он свободно лежит на крепких стенах. Его ничто не украшает. Просто над ним свелись вверх огромные ребра бетонной кессонной конструкции. Его горизонтальный распор гасится в самой конструкции. Поэтому большая толщина купола внизу, постепенно уменьшается вверх. Зодчие мастерски уменьшили вес купола, расчленив его кессонами и использовав в верхних его частях щебенку из легких материалов. Из высоты 42 г через отверстие купола диаметром 9 г льется поток солнечных лучей, которые отсвечиваются на поверхности мрамора и разбрызгиваются на все стороны. Такого купола старинный мир не знал. Даже византийские мастера, большие специалисты по сооружению куполов, не смогли его превзойти. При всей рационалистичности идеи художественная выразительность Пантеона чрезвычайная. Все его части находятся в полнейшей гармонии: Пантеон - это вдохновенное произведение художника, гимн человеческому уму.

Пантеон не смогли разрушить ни люди, ни времена. Лишь в средние возрасты он был преобразован на церковь, а со временем стал усыпальницей итальянских королей. В небольшой нише видно скромную плиту, на которой - букет красных гвоздик. Это могила большого художника эпохи Возрождения - Рафаэля Санти.

В этом небольшом сооружении с исключительной яркостью воплотились основные черты Возрождения - одного из важнейших этапов истории мировой архитектуры. Этот этап настал в конце XV - начала XVI ст., когда центр ренессансного искусства и архитектуры переместился из Флоренции у Рифм, когда состоялся кризис в итальянских городах-республиках и папская власть, укрепляя свои позиции, начала использовать творчество ренессансных художников в интересах римско-католической церкви. Владыки церкви носились с идеей превратить Рифм в столицу мира и проводили в нем большое строительство.Формирование нового стилистического направления было связано прежде всего с творчеством большого итальянского архитектора Донато Браманте (1444-1514 гг.), что посев первое место среди зодчих того времени. Браманте с большим дарованием применял монументальные особенности центричной композиции сооружений и масштабные соотношения для того, чтобы сооружения казались большими, широко использовал формы античной ордерной системы. Стиль, созданный им, иногда называли «грендецца», или «бромантеско».

Браманте родился в небольшом тосканському городе Ферминьяно, вблизи Урбино. Работал сначала в Флоренции, а потом, вместе со своим другом Леонардо да Винчи, на службе у герцога Сфорца в Милани. Между прочим, на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грация, где работал Браманте, Леонардо да Винчи написал свою славную композицию «Тайна ужин». После взятия Милана французами Браманте едет у Рифм, где выполняет многочисленные заказы папы и римской знати. В 1502 г. он выстроил в дворе монастыря Сан П'етро др Монторио небольшой храм - темп'етто, что за своими формами, композицией и пропорциями есть настолько совершенным, что по правую считается одним из виднейших шедевров мировой архитектуры. Холм Монте Джианиколо височить над правым берегом Тибра. Оттуда приоткрывается замечательный вид на Рифм. На вершине холма стоит монумент Гарибальди, а за ним в зеленые деревьев прячутся стены монастыря Сан П'етро. Монастырские ворота ведут к проезду, откуда можно попасть на небольшой двор, окруженный аркадами. В центре двора стоит темп'етто. Храм снизу опоясывают три круга очень пологих ступенек. На небольшом цоколе - круглая колоннада тосканського ордера. Двухъярусная центральная часть поднимается над балюстрадой и завершается полусферическим куполом с высоким декоративным «фонарем». Вся композиция построена на эффекте перспективного восприятия кругов: круглые ступеньки, антаблемент колоннады, балюстрада, карниз верхней части, сокращаясь под разными углами к точке зрения, паче плывут в круговом движении, которое он останавливайте вертикаль фонаря.