СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

Главная - Архитектура - СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

Во второй половине XII ст. в жизни стран Европы состоялись важные изменения. Вследствие дальнейшего развития производственных отношений в городах развивается торговля, ремесленничество. Быстро возрастает городское население: ему становится уже тесно в закованых каменными стенами средневековых твердынях. А без этих стен и банит не обойтись: каждый день на город могут напасть грабительские войска чужих и своих феодалов. С феодалами, которые владели окружающими землями, были особые счета, их беззаконные действия препятствовали развитию городов. Городское население ищет защиты у централизованной королевской власти, которая, в свою очередь, была заинтересована в соучастниках по борьбе с феодальной анархией. Города начинают получать от центральной власти так называемое Магдебургское право, т.е. право на определенное самоуправление, которое осуществлялось на основе цехового устройства. Это стимулировало бушующее развитие городского строительства. Возникшая потребность в новых типах сооружений: домах ремесленников и купцов, которые за недостатком земли в городе строили килькаповерховими, торговых составах, домах городского самоуправления - ратушей и т.п..

Большую роль в общественной жизни города сыграет собор. Это уже не церковь монастыря и не капелла феодального замка, а сооружение, где не только происходит богослужение, но и собирается почти все население города для торжественных церемоний, связанных с городской жизнью, разыгрываются мистерии - предшественники театрализованных зрелищ, составляются торговые соглашения, читаются лекции студентам. В Парижском соборе, например, заседали Генеральные штаты - первый французский парламент. Итак, собор должен был быть огромных размеров. Выстроить его старой романской строительной техникой было невозможно, ведь нужно было перекрыть большое пространство при максимальной экономии материала (в городах каменных приисков не было, материал надо было возить издали, большей частью через владение феодалов). В условиях нового характера производства собор строили не крепостные, а свободные ремесленники, большей частью высокой квалификации, за работу которых надо было платить деньгами. Настала большая потребность в технической революции, в результате какой возникшая бы новая конструктивная система. Такую систему было создано. Она была огромным техническим достижением и представляла основу нового, так называемого готического архитектурного стиля, который стал характерным для большинства европейских стран в XIII-XV ст.

Городские соборы рассчитаны на большое количество людей: в парижском соборе вмещается 10 тысяч человек, а в одном из наибольших готических соборов - Миланському - до 40 тисяч.

В 1163 г. на острове Сите - историческом центре Парижа, на месте старой епископской капеллы св. Стефана, король Людовик IX в присутствии римского папы торжественно заложил новый собор французской столицы Нотр-Дам - собор Парижской богоматери. Собор строили поэтапно: в 1182 г. было завершено его восточную часть, в 1200 - западную, в XIII ст.- западный фасад и его скульптурные работы. Строительство собора длилось к середине XIV ст.

В 20-х годах XIX ст. собор было полностью восстановлено известным французским реставратором Виоле де Дюком, который предоставил ему первоначального вида. Работы Виоле де Дюка и известный роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» оказывали содействие популяризации этой выдающейся памятки готической архитектуры. Парижский собор - это одна из первых сооружений, в которой окончательно сформировался готический стиль, хотя в нем еще сохранились некоторые особенности романской архитектуры: массивные, круглые в плане столбы, а также массивные стены, некоторая затемненисть интерьера. Тем не менее своим величием и красотой собор пленит каждого, кто подходит к нему. Несмотря на те, что о нем хорошо известно из одноименного романа В. Гюго и многочисленных описаний каждой части, все же каждый раз он возникает в новой красоте.

Высоко поднимаются над площадью могущественные башни. Это еще не высокие пикообразные «бефруа» более поздний времен, тем не менее они ничего общего не имеют с романскими глухими башнями. Широкие, стрильчасти прорезы и множество вертикальных тяг делают их легкими и ажурными. Ниже - верхний ярус собора из прозрачного кружева декоративной аркады, еще ниже - средний ярус с огромным круглым окном - «розой». Под ним - «галереи королей», как называют ряд скульптурных изображений библийських царив в арках колончастого фриза. И, в конце концов, внизу широко раскрывают двойные дверные входы перспективные порталы, украшенные резным орнаментом и скульптурами. Выгнутые дуги стрильчастих арок преисполненные динамического напряжения, тем не менее вся композиция собора уравновешена горизонтальными линиями фасада и спокойными пропорциями масс. Когда-то фасад собора был черным от багатосторичного пыли и копоти. Недавно его почистили и предоставили камню первоначального серо-желтого цвета. Тем не менее ученые высказывают мысль, что копоть снова быстро укроет собор, поскольку промышленный дым и пыль постоянно стоят над Парижем и разрушают фасады старинных сооружений.Внутри собор встречает торжественным присмерком. Через огромные круглые роз-окна с витражами льется ризноколирне свет. Художественный эффект от них чрезвычайный. Это будто световые симфонии, которые обвивают вас музыкантом. Свет льется также и через огромные окна в апсидах, ярко осяваючи восточную часть, где происходит богослужение. На тридцятип'ятиметрову высоту возделись профилированные тяги, которые нервюрами соединяются на сводах перекриттив.

Обходя собор, видишь огромные тонкие ребра, которые с трех сторон обступили сооружение. Центральный неф завершает высокая двухскатная крыша, покрытая зеленоватой медью. Замечательный вид имеет собор с набережной Сены, где его сепийни фасады гармонюють с темной зеленью окружающих деревьев и сине-зеленой листвой плюща, который нависает из парапетов на каменную стену набережной.