Города и здания Киевской Движении


Архитектура собора торжественно-праздничная, в экстерьере это подчеркивалось ритмом ризномасштабних элементов - от аркад открытых галерей к высокому центральному куполу, который венчал пирамидальную композицию здания, в интерьере - пространственный^-пространственным-объемно-пространственным решением. Полузатемненные боковые анфилады первого яруса словно бы перерастали в высокие двухэтажные аркады центральной части храма, над которыми раскрывайся пидкупольний пространство, ярко 12-освещенный ма окнами барабана.В архитектурно-художественном ансамбле Софии особую роль отыгрывало внутреннее снаряжение. Ризномайття мозаик, фресок, которые укрывали стены, столбы, арки, высотное пространство, видкоси оконных пройм - все это поражало великолепием, странными образами, и вдобавок не только религиозными, но и светскими. На южной и северной стенах центрального нефу размещенное было изображение семьи Ярослава Мудрого, на западной (что упала) - портрет самого основателя храма. В башнях изображенные сцены охоты, укрощение диких коней, действа скоморохов, музыкантов, танцоров. Особым интересом пользуются фрески светского содержания, которые рассказывают о визите княгини Ольги в Константинополь, прием ее византийским императором, посещение ипподрома и т.п.. Вокруг Софии Киевской в честь святых патронов Ярослава и его жены ингигерди были основаны монастыри с храмами Георгия и Ирины. Раскопки довели, что конструктивно они напоминали сведенный собор, но имели меньшие размеры. В их снаряжении широко применяли мозаику, фресковая живопись, резная камень, майоликову плитку.

5. Монументальные здания Киевской Движении.

Кроме Киева, монументальное строительство первой половины XI ст. проводилось и в других городах Киевской Движении. В Полоцке и Новгороде, по примеру Софии Киевской, сводятся одноименные соборы (1045-1050). В Чернигове, за велением брата Ярослава Мудрого Мстислава развернулось строительство епископского

Спаського собора, архитектурой родственного с Десятинной церковью. Он представлял величественную тринефну восьмистовпну сооружение, увенчанное пятью куполами. К северо-западному углу приставала башня, которая напоминала Софийские, с противоположного - располагалась хрещальня. Центральный неф храма был отделен от боковых двухъярусными аркадами на мраморных колонах с капителями ионийського ордера. Отсутствие галерей предоставляет сооружению удлиненных пропорций в направлении восход-мероприятие. Крещатая форма внутренних столбов, не характерная для византийского зодчества, в будущему станет типичным элементом древнерусской и украинской архитектуры. Интерьер Спаського собора расписан фресками, фасады украшены орнаментом, изложенным из плинфи.

Во второй половине XI ст. культовое строительство приобретает распространение во многих древнерусских городах. В настоящее время основываются монастыри и именно в них сводятся новые каменные храмы. В Киеве это соборы Дмитривського (позднее Михайловского Златоверхого), Михайловского Выдубицкого, Печорского,

Кловського монастырей. Был произведен новый тип монастырского храма, который стал типичным со временем для всей Движении XII ст. Первым его образцом был Успенский храм Печорского монастыря (1078) - хрестовобанна, шестистовпна тринефна сооружение увенчано одним куполом. С востока нефы завершались гранеными апсидами, на западе был притвор, над которым располагались хоры. Интерьер храма украшали фрески и мозаики, резные плиты, фасад декорирован неглубокими нишами. За записями в Печорском патерике Успенский собор строили греческие мастера. Его чрезвычайная популярность на Движении послужила причиной того, что за его подобием начали сводить храмы и в других городах. Так, Владимир Мономах построил аналогичный храм в Ростове: «вземъ мъру божественная тоя церкви Печерской, всьмь подобиемьсьзда церкви въградъ Ростове»'. В Киеве близкий к Успенского за архитектурой Михайловский Златоверхий храм (1108). Его фасады были расчленены пилястрами, украшенными меандровими фризами. Декор внутренней части состоял из мозаик и фресок, резных плит шифера. Из новаций следует отметить оригинальный метод сведения башни со ступеньками на второй сверх. Она почти полностью вписана в западный притвор храма.

Масштабное монументальное строительство в последних десятилетиях XI ст. развернулось на Переяславщини. По свидетельству летописи, в Переяславе около 1089 p. сооружен епископский двор. Архитектурной его доминантой стал Михайловский храм, украшенный мозаиками и фресками, ма-йоликовою плиткою. Рядом стоял епископский дворец, интерьер которого не уступал своим великолепием. Кроме мозаик и фресок, в его снаряжении широко применяли мрамор, инкрустированные шиферные плиты. Двор окружала каменная стена, в ней были въездные ворота с надбрамною церковью св. Федора. Увлечение летописца вызвало сооружение, которое он называет «строенье баньное камено», но она и до сих пор остается загадкой для дослидникив.

Влияния киевского архитектурного стиля довольно заметные в княжеско-монастырских храмах XII ст. городов Суздаля, Новгорода, Чернигова. Особенно большое строительство развернулось в Новгороде, где были сведенные Миколо-Дворищенський храм (1113), церкви Антонийвого (1117) и Юрийвського (1119) монастырей. Они напоминали Успенский собор Киево-Печерского монастыря, но имели и свои местные особенности.Начиная в 30-х лет XII ст. культовая архитектура Киевской Движении приобретает новые черты. В связи с усилением политической роли удельных княжеств возрастали их столицы. В каждой разворачивается монументальное строительство, которое диктовалось как престижными соображениями, так и практическими. Количество культовых монументальных сооружений заметно возрастало, но их размеры уменьшились, а снаряжение стало менее изысканным. Шестистовпни храмы уступают местом чотиристовпним. Исчезают башни, а вместо них ступеньки встраивают в толщу стен. Размеры хоров становятся также небольшими, они розми- щуються только над нартексом. Другой стала и техника кладки стен. Отныне приобрела распространение только порядковая система кладки, видоизменяется и формат и толщина плинфи.





Вернуться назад