Города и здания Киевской Движении


В вопросе появления в Киеве и на Движении в частности монументального зодчества существует своеобразный стереотип, за которым его историю ведут от христианства и строительства первого каменного сооружения - Десятинной церкви (989-996). Анализ летописных данных о дворцах княгини Ольги, а также открытие монументальной ротондоподибной здания в центре древнейшего киевского детинца, которая старше Десятинную церковь по крайней мере на 50 лет, существенно корректирует эту упроченную мысль. Факты доказывают, что Киевская Русь еще к официальной христианизации находилась на таком уровне развития, которое разрешало ей перенимать архитектурные влияния соседей. В конце Х - начала XI ст. для сведения каменных сооружений на Движении сложились необходимые условия. Речь идет, в частности, о высоком техническом уровне древнерусского ремесла, его выросшую специализацию. Древнерусские мастера оказались вдатними учениками и сравнительно быстро овладели новыми профессиями, связанными с монументальным строительством.3. Первые каменные здания.

Первые каменные здания на Движении появились под орудою византийских зодчих. Масштабные работы относительно создания ансамбля монументальных сооружений княжеского центра в Киеве развернулись в конце Х - начала XI cт. За непродолжительное время были построенные два дворца (размерами 45х11 м) с удлиненными фасадными галереями. Материалы раскопок, а также миниатюры Радзивиливського летописи удостоверяют, что киевские княжеские дворцы были двухэтажные, с аркадами и служебными помещениями на нижнем этаже и жилыми на верхнем. Центральная и, возможно, боковые части зданий завершались высокими башнями с чотирискатними крышами, покрытыми черепицей. Вместе с теремами времен княгини Ольги дворцы стали украшением городского центра Киева.

Центральным зданием ансамбля «города Владимира» была Десятинная церковь. Она принадлежала к хрестокупольних византийских храмов; стены - из камня и плинфи, внутреннее пространство перекрывалось зводами в форме креста, над которым поднимался небосвод, который поддерживался пидпружними арками, опертыми на четыре центральных столба; с востока имела полукруглые алтарь^-алтари-выступы-алтари. Тринефне ядро окружено галереями, разделенными на несколько помещений. Из западной стороны поднимались две башни, которые в ансамбле с багатоглавим завершением предоставляли Десятинной церкви особой торжественности. Оказывал содействие этому и рельеф, на котором соорудили храм, - Старокиевская гора. Кам'яниця высоко поднималась над деревянными кварталами и зрубними валами Киевского детинца, ее купола хорошо просматривались не только из Подола, но и Заднепровье.

После завершения строительства, согласно летописи, церковь была украшена иконами, драгоценной посудой, крестами, которые Владимир вывоз из Херсонеса и спадкував как приданое за принцессой Анною. Пол был изложен майоликовыми плитами и мозаикой, стены расписаны фресками и украшены мозаичными панно. Кроме того, в интерьере храма широко использовались каменные архитектурные детали, мраморные колоны, шиферные разные плиты, карнизы. В оздоби Десятинной церкви было много мрамора, которое дало основания современникам называть ее «мраморяною». Согласно летописи, Десятинный храм строили греческие мастера. Владимир «помысли создать церковь пресвятыя Богородица и послал приведет мастеры отъ Грек». Ю. Асеев считает, что они походили из византийской провинции. Образцом для киевского храма стала фароська церковь Богородицы Большого дворца в Константинополе.

4. "Город Ярослава" в Киеве.

Новый этап развития монументальной архитектуры на Движении репрезентуют здания «города Ярослава» в Киеве. В эти пор древнерусское зодчество приобретает четкие национальные черты. Это удостоверяет такой шедевр архитектуры первой половины XI ст., как Софийский собор (1037). Величественные и гармонические архитектурные формы, пышное внутреннее снаряжение храма захватывали современников. Митрополит Иларион - свидетель сооружения собора - писал: «Церковь странная и знаменитая всъмъ округънимъ странамь, яко же ина не обрящется вь всемъ полунощи земнъъм вот въстока к запада». Впечатления, которое взыскивает собор на человека сегодня, довольно точно высказал Б. Греков: «Переступив порога Софии, вы сразу попадаетесь в атмосферу ее грандиозности и блеска. Величественные размеры внутреннего просторную, строгие пропорции, роскошные мозаики и фрески покоряют вас своим совершенством, прежде чем вы успеете рассмотреть все детали и понять все то, что хотели сказать творцы этого наибольшего произведения архитектуры и живописи».

Выдающаяся памятка мирового зодчества София Киевская давно уже стала объектом исследования историков, археологов, искусствоведов, историков архитектуры, епиграфистив. Каждое новое издание об этой памятке заинтересовывает не только специалистов, но и широкую общественность. Во время раскопок в храме, реставрации фресок, расшифровки надписей, изучение композиции изображений исследователи открывают много тайн. А сколько скрыто еще!

София Киевская - огромная п'ятинефна хрестовокупольна сооружение с 13-ма куполами, окруженная из северной, западной и южной стороны двумя рядами открытых галерей. Из мероприятия, между внешними галереями к собору были пристроенные две башни, широкие винтовые ступеньки поднимали на церковные хоры или «полати».





Вернуться назад