АНСАМБЛЬ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ

Главная - Архитектура - АНСАМБЛЬ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ

Из всех шедевров мировой архитектуры стариков и новых времен известнейшим и, наверное, найдосконалишим есть ансамбль афинского Акрополя - вершина. эллинской архитектуры классических пор Старинной Греции.

Афины раскинулись в широкой долине, с востока, севера и мероприятия амфитеатром обступили ее серый^-серы-серые-серые-сине-серые горные пряди. Среди современной застройки большого города издали видно скалу Акрополя, которая поднимается над городом на 70-80 г. Звидусиль - отвесные, почти отвесные склоны. Лишь из мероприятия на Акрополь ведет извилистая дорога. Общая площадь сооружения Акрополя

300 × 130 г. Здесь уже в II тыс. к н.э. стояла крепость. После того как она потеряла военное и административное значения и центр общественной жизни Афин перешел на торговую площадь - агору, Акрополь остался религиозным центром, где еще в конце VII - в начале VI ст. к н.э. был сведен храм Афины - покровительницы города, а со временем, за правление Писистрата и его синел,- другие многочисленные сооружения. Настали героические времена персидских войн. Захватчики дважды разрушали Акрополь - в 480 и 479 гг. к н.э. После победы над персами афинянины восстановили укрепление, но с восстановлением храмов не спешили. Художественный замысел ансамбля вызревал долго. Сооружение Акрополя началось при Перикли, что был стратегом Афин с 443 по 429 г. к н.э. Художественными роботами руководил большой скульптор Фидий. В строительстве принимали участие известнейшие архитекторы тех времен - иктин, Калликрат, Мнесикл и др.

В те времена Афины что-нибудь стремились сохранить свою гегемонию над другими полисами Эллады. Важным был не только политический, а и идейный, в том числе художественный, влияние на страну. Тогда возник замысел создать художественный ансамбль, который должен был превзойти все, что было наилучшего в искусстве Эллады. Главная тема художественного решения ансамбля - победа над персами. Именно эта тема была наиболее популярной в народе. Архитекторы начали разрабатывать черты общеэллинского архитектурного стиля, используя при этом лучшие достижения дорической и ионической архитектуры. Завершается кристаллизация форм ордерной системы, которая становится главной чертой эллинской архитектуры. Вместе с тем в образах сооружений и скульптур Акрополя художники должны были увековечить победу афинской демократии над аристократией.

На Акрополь из мероприятия между кустов и обломков скал ведет пологая дорога. По правую сторону медленно вырастает огромная масса каменного бастиона Пиргоса, на котором стремительно поднимается, будто летит у воздуха, озаренный солнцем небольшой храм. Кажется, что он сам излучает свет. Это - храм Пики Аптерос, «бескрылой Победы», построенный за проектом Кал-ликрата около 427-424 гг. к н.э. Греческий писатель Павсаний рассказывает, что афинянины поставили здесь бескрылую скульптуру Ники, чтобы богиня победы навсегда осталась в Афинах. Как и все сооружения Акрополя, храм построен из мрамора, который добывали на горе Пентели восточнее от Афин. Со временем мрамор пожелтел, будто укрылся позолотой, которая предоставляет сооружениям Акрополя своеобразного колорита. Храм Ники небольшой: 8,13×5,4 г. Внутри - небольшая цела, где стояла статуя Ники, перед целою и за ней - четырехколонные портики ионического ордера. Такой тип храма называется амфипростилем. Верх храм украшен барельефным фризом, где изображена битва греков с персидской конницами. Храм Ники хорошо сохранился за исключением фронтонов и крыши. Тем не менее в 1456 г. турки захватили Афины и разобрали храм, соорудив из его каменьев бастион. После освобождения Греции из-под турецкого ярма, в 1835-1836 гг. бастион разобрали и из частей, которое их удалось найти, храм было составлено сызнова. Поскольку начала проседать основа, храм разбирали уже в нашем столетии.

Минув Пиргос, ступеньками поднимаемся к портику Пропилен. Этот торжественный вход к Акрополя выстроил архитектор Мнесикл в 437-432 гг. к н.э. По левую сторону от входа видно колонны Пинакотеки - первой в мире картинной галереи, где находились росписи большого художника Эллады - Полигнота и других художников. За ступеньками Пропилей сквозь колоны восточного портика по левую сторону издали видно небольшой, озаренный солнцем Ерехтейон, а по правую сторону, будто на гребнях морских волн, возникает перед нами храм Афины - Парфенон, главный храм Акрополя.Поверхность скалы неравная, она похожая на разбуженное море, а разбросанные сквозь блоки мрамора напоминают белые гребешки морской пены. Над Парфеноном плывут тучи, и кажется, что это торжественно плывет самое сооружение. Парфенон поставлено на высочайшей точке рельефа, под углом к входу. Это дает возможность видеть сразу два его фасада, каждый в перспективном сокращении, а самое сооружение - всегда на фоне неба. Построенный Парфенон в 447-432 гг. к н.э. (Архитекторы иктин и Калликрат). Скульптурное обрамление выполнил Фидий со своими учениками. За типом Парфенон является периптером (т.е. окруженный со всех сторон колонами) с восьмиколонними торцевыми и симнадцятиколонними боковыми фасадами. Размеры храма - 63,54×30,89 г. Поставлен храм на трехступенчатой основе, так называемому стериобати. Как и все шедевры искусства, Парфенон взыскивает большое впечатление с первой точки зрения. Чему истерзанное и полуразрушенное сооружение имеет такую силу художественной выразительности? Понятным это становится тогда, когда ко всему внимательно присмотришься. Каждый камень, каждая колонна, каждая капитель Парфенона выполненные с огромным мастерством. О том, как архитекторы учитывали тончайшие моменты художественного восприятия свидетельствует, например, система изгибов, ее применяли для того, чтобы исправить оптические ошибки, которые воспринимает наш глаз. Так, все горизонтальные линии в Парфенони кажутся абсолютно прямыми, в то время как на самом деле они немного выгнуты. Так же не заметно, что осы крайних колонн наклоненные на 7 см к середине храма, а самые колоны имеют выпуклости (ентазис), что создает воображение напряжения от веса каменных блоков перекрить.Большую роль в художественном образе Парфенона сыграла скульптура. На западном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за владение Аттикой. Посейдон ударил трезубцем об скалу - и оттуда забил соленый источник. Афина вонзила свое копье в землю, и он превратился на оливковое дерево. Жизнь победила смерть. Посейдон был покровителем аристократии, а Афина - демократии. Итак, скульптурная сцена на фронтоне отображала победу демократии над аристократией. На восточном фронтоне изображено рождения Афины из главы Зевса. За колоннадами, вокруг главного помещения храма - цели, на стенах был барельефный фриз (Зофор), что изображал панафинейську процессию. Праздник Больших Панафий в честь рождения Афины происходило раз в четыре года. Процессия собиралась в предместье Афин - Керамику, оттуда через торговую площадь Агору шла на Акрополь. Афинянины несли Афине новую одежду - пеплос, что его перед тем вышивали афинские девушки. Эту процессию и изобразил Фидий и его ученики на фризе 160 г длиной и 1 г заввишки. На фризе видим, как юноши готовятся к празднику, садятся на коней и едут в процессии, девушки несут сосуда и другие дары богини, почтенно выступают старые люди, прислужники храмов ведут быков и овец для жертвенника. Жаль, что от фриза и вообще от скульптур Парфенона осталось очень мало. Судьба Парфенона - наилучшего сооружения мира -трагическая. В VII ст. его превратили в церковь. В XV ст. турки сделали из нее мечеть. Со временем они устроили в Парфенони пороховой состав. В 1687 г. венецианци под командованием дожа Морозини вели осаду Афин. Ядро из пушки попало в Парфенон, и он взлетел у воздуха. Тогда было разрушено всю внутреннюю часть храма и большинство колонн. И все-таки на фронтонах еще сохранилась скульптура, а на остатках стен - часть Панафинейського фриза. Когда венецианци овладели Афинами, Морозини решил, вывезти скульптуры как трофеи к Венеции. Во время снятия скульптуры, попадали и разбились. Но и на этом уничтожение Парфенона не закончилось. Французский посол в Турции Шуазель-Гуфф'е также вывоз несколько скульптур к Парижу. И наибольшее ограбление осуществил английский посол лорд Ельджин, который достал разрешение турецкого султана вывезти из Акрополя «несколько обломков каменьев с надписями и фигурами». В 1801-1803 гг. он вывоз из Афин в Лондон все, что смог выломить: остатки скульптур на фронтонах, Панафинейський фриз и много других скульптур. Во время ломки упал западный фронтон. О Ельджина негодующе сказал Байрон: «Что не сделали готы, сделали скотти» (т.е. шотландцы, так как Ельджин был шотландцем за происхождением). Теперь эти скульптуры демонстрируются в залах Британского музея и называются «Ельджинови мраморы». Разрушение особенно ощутимо, когда заходишь вглубь храма, где когда-то стояла прославленная статуя Афины (работа Фидия). ее высота равняла 12 г, и сделанная она была из золота и слоновьей кости. Фидий изобразил богиню в полном вооружении, а на щите, на который она опиралась, в сцене битвы богов с титанами изобразил Перикла и себя. Рассказывают, что за такое пренебрежение к богам Фидия было брошено к тюрьме, где он и умер в 431 г. Перед Парфеноном Фидий поставил девятиметровую статую Афины Промахос (Воительницу). Блеск золоченного острия ее копья, по словам Павсания, правил морехидцям за маяк. На северной стороне Акрополя стоит Ерехтейон, храм посвящен богам Афине, Посейдону, Гефесту и легендарным афинским героям - Ерехтею и Бута. Этот храм не претендовал на общеэллинское значение: он был сугубо афинским - в нем сохранялись реликвии Аттики. Здесь за легендой состоялся спор Афины с Посейдоном. Когда-то под северным портиком было небольшое отверстие - «Ерехтейове море», где показывали знак от трезубца Посейдона. Из западной стороны растет маслинаг которая будто выросшая из копья Афины. Под храмом была пещера, где жил священный змей Ерихфоний. Ерехтейои - это последнее за временем сооружение Акрополя. Она построена между 421 и 406 гг. к н.э. Автор проекта неизвестный, строили храм Филокл и Архилох.