Церковная архитектура средневековья


План

1.Общие тенденции в архитектуре средневековья.

2.Церковная архитектура средних викив.

1. В эпоху Возрождения произошли радикальные изменения в принципах строительства. Если средневековая архитектура базировалась на унифицированном церковно-схоластическом мировоззрении и коллективном опыте мастеров, то в ренессансной на первый план выходит индивидуальное творчество архитектора и художника. Причем, чувствительно активное обращение к эстетичным основам и принципам античной архитектуры.

В Венеции XV ст., которая была центром итальянского Возрождения, создаются большие архитектурные ансамбли, которые поражают целостностью художественного замысла и богатством композиционных решений. В творчестве Донато Браманте, Ан-тонио да Сангало достигает своего апогея совершенство форм архитектурных деталей и образов. Дворцы, виллы, общественные здания представляют целиком отличные от средневековых типы сооружений, а именно: дворцы Медичи-Риккарди (архитектор Микелоццо), капелла Пацци (архитектор Брунеллески) в Флоренции, церковь Санта Мария делла Грация в Милани (архитектор Бра-монте) и др.

В архитектуре итальянского Позднего Возрождения наблюдается стремление к непосредственному наследованию форм и средств античной культуры, появляются элементы бароко и маньеризму (от тапиега - манера) - изобразительного течения, обозначенного искусственно осложненной композицией, деформацией фигур. Примером чего могут служить Старая библиотека Сан-Марк в Венеции (архитектор Сансовино), внутренний двор палаццо Питти (архитектор Амманати) в Виченци.

Возрождение в Нидерландах и Германии ознаменовано расцветом поздней готики. Архитектурные ансамбли Антверпена, Гейдельберга сохранили свой готический стиль, но структура зданий видоизменилась соответственно новым требованиям городской жизни, которая привела к возникновению местного архитектурного стиля, в котором классический ордер отыгрывал лишь декоративную роль. Это характерно для рагуши в Антверпене (архитектор Флорис), дворца в Гейдельберге (архитектор Сиксденирс). В таком же архитектурном ключе сооружались не только ратуши, а и дома цехов и гильдий. Специфический местный стиль, ориентированный на античность и итальянскую архитектуру, формируется и в других странах Западной и Восточной Европы.

2. Показательной церковной архитектурой прославилась середньовикова Византия. Так, Константинополь вбирал у себя все - и абстрактных орнамент Востока, и то живое, что уцилило от трудной застывшей силы Риму, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородный отголосок эллинизма - словом, все поиски и все влияния, которые переплетались в многонациональном миру, - а потом постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.

Чтобы храм вместил как можно больше мирян, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения - так называемые базилики, распределенные на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем - на Востоке - и поперечным, что предоставлял храмовые формы креста, получил название базиликального. Возник и других тип храма - с куполом в центре, обязанный появлением, наверно, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и снаряжения приобретали першоступеневого значение. Сорок окон “Святой Софии”, прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшенный мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздника здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлый, золотистый фон мозаик, своего рода “каменной живописи”, зажигало сердца и своим сиянием вызвало состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как плоскость и не как глубина, а как какой-либо других мир, сверхчувствительный, потусторонний, трансцендентный, в котором фигуры будто висят в нематериальному, пронизанному светом среде.

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI столетии при Императоре Юстиниане. Огромная империя была наибольшим и сильнейшим государством Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, множество купцов. В одной лишь столице в настоящее время было сооружено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София явилась среди низ первейшей. Для нее Рифм поставлял колоны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес - колоны из зеленого мрамора, все концы империи - мрамор редчайших пород. Известное и византийское серебро VI ст. - много украшенные кресты, чаши, ковше, блюда, обозначенные большим мастерством. Процветало в Византии резьба по слоновьей кости. Образец этого искусства - трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в Равенни. Дужецикавий и диптих с изображением цирковых сцен (V ст.), который выделяется яркостью и тонким выполнением фигур звирив.





Вернуться назад