АРХИТЕКТУРА БОЙКиВСЬКОй ЦЕРКВИ


Архитектурные формы в пейзаже.

[...] Архитектурой в дереве Бойкивщина прославилась не только на всю Украину, а и вне нее. Ведь бойкивська деревянная архитектура уже теперь занимает выдающееся место в истории мировой архитектуры своей оригинальностью и багатовариaнтнистю строительных типов. Каждый из этих типов имеет свой особый образ. Более всего определился художественными качествами ступинчасто-пирамидальний тип бойкивськой церкви с тремя башнями. Асимметрический и одновременно хорошо уравновешенный, артистически произведенный образ этой чаще всего скомпонованной в добрых пропорциях церкви дает как можно больше эстетичное удовлетворение и создает приподнято расположение духа.

Дав художественный обзор нескольких соток отдельных памяток архитектуры из дерева, переходим ко все более и более обобщающих оценок и висновкив.

Разрешим себе напомнить еще раз, что выбор памяток архитектуры в этой работе не был легкий. Прежде всего х отилося подать наибольшее количество памяток именно из территории, заселенной бойками.В этом, первейшем нашем желании сразу оказалась трудность, так как имеем в своем распоряжении мало опубликованных, а потому й имело спопуляризованих и имело знаемых памяток - таких, которые совсем не фигурировали ни на выставках,ни в изданиях. Или хотя бы и таких, что мало знаемые самым бойкам и украинцам вообще, которые теперь находятся не только в Украине, а и по странам целого мира, и тем самым мало знаемые людям других наций.

А все же таки высокую оценку бойкивський архитектуре можно дать и на основании того материялу, какой сегодня доступный для научных и художественных студий.

Кроме представления памяток с самой Бойкивщини, оказалась целиком логической потребность анализы и некоторых памяток, взятых из-за территории, заселенной бойками.

Это сделано с двух соображений: поперше, чтобы установить общность определенных художественных мотивов в архитектуре Бойкивщини с проявлениями творчости чем-то подобной и на другие, украинских землях, а подруге, исследовать развитие памяток бойкивськой архитектуры в тесной связи с эволюцией творческих свершений в своеобразных формах украинской архитектуры вообще. Без такого критерия не может быть язык о широком взгляде на искусство бойкивськой архитектуры в аспекте истории, теории и философии искусства.

Прежде чем сделать обобщающие выводы об эволюции бойкивськой церковной архитектуры и дать ей надлежащую оценку, выраженную с точки зрения искусства, рассмотрим бойкивську архитектура не изолирована от окружающей среды, а среди видов довкильного пейзажа.

Поиски ответа па этот вопрос уже делались, как и попытка поставить высоту бойкивськой архитектуры в зависимость от высоты более или менее близких к Зданию гор (В.Щербакинський. Церкви на Бойкивщини, „литопис Бойкивщини", ч. 3-4 (18-19). - США - Канада, сентябрь-декабрь., 1970.-С.20).

Здесь нужное определенное уточнение этой залежности. Нам кажется, что в этом вопросе есть два соображения. Первое, практическое, с точки зрения климата, сведенное к тому, что с повышением гор увеличивается обычное количество атмосферных осадков, ведь возникает потребность делать всякие покрытия высокими, с крутыми склонами для облегчения всплыву этих осадков дождевых вод и снега с целью сохранить стойкость кровель. А второе обгрунтування чисто эстетичное - потребность у определенного рода переклички или, еще лучше сказать, в уподоблении искусственных форм, образованных человеческими руками, с натуральными формами вида.

В пейзажной архитектуре существует два принципа согласования архитектурных форм с окружающей природой: принцип ассимиляции и принцип контраста.

В бойкивський архитектуре принцип ассимиляции, т.е. уподобление, проявляется прежде всего в самому строительному материяли - дереве, из которого построены сельские церкви и дома.

Натуральная краска брусьев, из которых заключены стены зданий (из венцов, зарубленных по рогам), а также и пошив стен, кровель, пиддашшив и куполов в виде деревянных дощечек, деревянной „черепици" и гонты - все это роднит бойкивськи здания с окружающим видом, не только с точки зрения происхождения этого строительного материялу, но и относительно общего цвета, близкого к краске стволов и веток живых дерев.





Вернуться назад