Храмовая архитектура Индии пещерные и скальные храмы

Главная - Архитектура - Храмовая архитектура Индии пещерные и скальные храмы

Сооружение в 8 в. в Еллоре. среди брахманских пещерных храпов, наибольшего наземного скального храма Кайласанатха указывало на новые тенденции в дальнейшем развития индийской архитектуры. Храм Кайласанатха в Еллоре как и созданные за века к нему ратхи храмового комплекса в Мамаллапураме на юге Индии, представляют собой, по существт отказ от основных принципов пещерного зодчества. Эти дома являются наземными сооружениями, выполненными теми же приемами, которые и пещерные храмы. Несмотря на те, что в них можно найти целый ряд признаков, характерных для пещерного зодчества, самый факт их появления уже говорит о новом этапе в развитии средневековой архитектуры Индии. Это этап окончательного перехода к строительству из камня и кирпича. В дальнейшем монументальное скальное и пещерное зодчество теряет свое бывшее значение что подтворждаеотся чертами упадка в джайнских храмах Елури.

Замечательной особенностью храма Кайласанатха есть соединения фантастичности самого художественного замысла с наглядностью его пластического воплощения, сказочного размаха архитектуры, ее причудливой пространственной композиции с четкостью и ясностью ее конструктивных форм. Кажется, что здесь, как нигде до сих пор, в конкретных, зримых формах нашло свое выражение то поражающе в древнеиндийском эпохе соединения богатства' образов и форм с неисчерпаемостью воображения и чувственной конкретностью. Этот причудли-вий и яркий мир легендарных образных представлвий внедренный как в бесчислен-них скульптурных рельефах и статуях, которые щедро украшают архитектуру дома так и в самой общей идее храма, посвященного богу Шиве и отображающего священную гору Кайлаш. Контуры дома отдаленно напоминают очертанию гималайской горы Кайлас, на вершине которой, по пересказу, живое Шива.

Вместе с тем в грандиозности художественного замысла, связанного с космической религиозно-мифологической идеей, впервые так ярко оущается пафос огромной работы, вложенного в реальное осуществлениям всего скального комплекса.

Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала был высечен из монолитной скалы со всеми его архитектурными деталями наземный храм, тип которого в основных чертах уже выработался к тому времени. Отделив тремя траншеями от горы необходимый массив, строители храма начали его вырубать из верхних этажей, постепенно углубляя к нижним этажам и цоколю. Все богатое скульптурное обрамление выполнялось одновременно с высвобождением частей дома из массива скалы. Такой метод исключал необходимость сведения лесов, но требовал детальной предыдущей разработки проекта дома во всех его частях и их соотношениях.Храмовой комплекс Кайласантха состоит из нескольких отдельно расположенных частей: входных ворот, святилища быка Нанди, главного дома храма и окружающих двор келий и пещерных помещений. Основной дом комплекса расположен по оси из мероприятия восточнее. Через непреодолимых трудностей, связанных с расположением горы, строителям пришлось отступить от требований канона, расположив вход из западной, а не с восточной стороны. Главный дом храма представляет собой в плане прямоугольник размером около 30 X 50 г, по бокам которого через определенные интервалы выдаются боковые крылья, которые несут на себе выступающие части верхних поверхив.

Декоративное обрамление домов комплекса Кайласанатха, подобно пещерным храмам 8 в. верб Еллоре; характеризуется доминирующей ролью скульптуры, которая в виде орнаментальных фризов, сюжетных или рельефов отдельных фигур заполняет внешние поверхности зданний, подчеркиваия ритмическое черодоваияе вертикальных и горизонтальных членении.

Разнообразие форм и масштабов скульптурных рельефов и статуй удивительно. Здесь и далеко выступающие вперед, в сущности говоря, круглые скульптуры или львов кариатида^-кариатид-слонов-кариатид, и ряды небольших рельефов - фризов, пове-ствующих во многих отдельных сцепах об эпизодах "Рамаяни», и большие горельефние композиции, обычно расположенные в нишах на стенах драматические эпизоды, которые изображают, из индийской мифологии и эпоса, и, что в конце концов имеют символический или содержание чисто декоративное назначение отдельные фигуры божества, фантастических существ, животные, в также орнаментальную резьбу иногда с изображениями ритуальных сцен. Всюду скульптура слита с ар-хитектурпими формами, органически соединяется с ними, есть их необходи-мим продолжением, которые бесконечно множит u обогащающим их пространственные и архитектонические соотношения. Интересно, что в скульптуре храма в ее неисчерпаемом декоративном разнообразии рождаются совершеиво своеобразные формы образного и пластического решения, в частности в области рельефа. Примером может служить рельеф «Шива Трипуранткаа», что расположенный на двух внешних стенах, которые образуют прямой внутренний кут.

Важнейшей особенностью скульптурного оформления внешней части храма при изображении отдельных или фигур сцен есть частое применение чрезвычайное высокого рельефа, который практически иногда переходит в круглую скульптуру, едва связанную с плоским фоном стены. Иногда подобный прием в соединении с выразительной передачей движения создает совсем своеобразный драмати-чоскии и пространственный эффект. Горельеф «Похищение Снти» рас-положенний в нише стены храма, является характерным примером. Сюжет взят, как и большинство сюжетов скульптурных рельефов храма Кайласанатха, из эпоса «Рамаяна». Показано один из напряженных моментов рассказа о похиищении Сити, жены Рамы, демоном Раваной. Легенда рассказывает, что в то время, как злой демон Раваиа отвернул Раму охотам, подослав ему золотую лань, состоялось похищение Сити. Тогда вдогонку за похитителем была посланная могущественная птица Джатаю, что попробовала напасть на Ранану н спасти Ситу. Изображен момент, когда птица затронула клювом ноги Равани, что парит высоко в небе со своей колесницей, которая летит. Полуобсрнувщаяся гибкая фигура демона решена чрсзчичайно пла-стично и полная плавного движения. Хотя фигура Сити не сохранилась, в компо-зиции чудесно ощущается главное: спокойный н плавный полет Равани, едва но прерванный трудной птицей, которая, соответственно легенде, так и нс удалось ему воспрепятствовать.