Украинская Дeржавна Символика


История национально-освободительных движений свидетельствует, что в моменты их подъема общественное внимание зосереджуеться на проблеме источников, истории и семантики национальной символики. Это вполне естественно, так как национальные символы - не случайные значки и краски. Они возникают вследствие исторического и культурного развития народа и тесно связанные с его духовнисгю, с его стремлением к единению, готовностью к осуществлению своих национальных задач и обеспечение национальных интересов. Единым надежным средством защиты национальных интересов есть создания национального государства. Естественно, что в случае порабощения нации прежде всего ликвидируются традиционные национальные символы, а вместо них нашвидкоруч фабрикуется и нав'язуеться нации другая, имперская символика. У тех представителей порабощенной наций, которые подвергаются имперской пропаганде, сразу обрывается связь с национальной культурной традицией, слабнет и исчезает интерес к истории и культуре своего народа, а завершается все это потерей языка и полной денационализацией. Украинская государственная символика,- как в скитских царив, в старокняжий Киевскому государству и в УНР, - отображает традиционную украинскую национальную символику, которая формировалась на протяжении тысячелетий и принадлежит к богатейшим и найзмистовниших символическим системам человечества. Ключом к ее пониманию есть видный ии символ, ныне известный под названием «Тризуб». Вопреки десяткам исследований, семантика знака, его сакральное скрытое значение не является очевидным. Поэтому большинство исследователей и начинает свою работу с попыток разгадать тайну знака. Мы тоже не нарушим этой традиции. Но, прежде всего, прокомментируем догадки предшественников. В начале нашего века барону М. А. Таубе посчастливилось систематизировать подходы к решению проблемы и начать классификацию значений Тризуба.Не так уже и тяжело догадаться, что отдать предпочтение Тризубови перед средневековым традиционным набором государственных знаков киевской князь Владимир Большой мог лишь в том случае, если за Тризубом стояло какое-то глибше значение, чем за популярными тогда, конкретными изображениями короны, орла или лева; если этот знак занимал особое место в культовом миру наших пращуров и был связан со всем комплексом их религиозных и этических представлений. Какой же символ стоял за этим знаком? Ответ не лежит на поверхности наших знаний, поскольку знак не символизирует что-то надлежащее к вещей и явлениям, а достигает значительно глибших пластов мироздания. На потому, что мироздание имеет не один, а три основные плана бытия, сходятся все человеческие учения - от материалистических до идеалистических. Первый план - это мир вещей и явлений, доступный каждому. Второй план - это мир программ и законов, которые определяют вещи и явления. Третий план - это мир сил и причин, которые «принуждают» вещи и явления реализоваться, а программы и законы - руководить этой реализацией. Именно к символике сил и причин, т.е. к третьему, глубочайшего плана мироздания, и относится знак, названный «Тризубом». Итак, не удивительно, что даже якнайстаранниши поиски значения Тризуба, которые велись в первом плане бытия (плане вещей и явлений), не могли привести к разгадке символа. Чтобы сокровенная и сложная символика Тризуба раскрылась нам, возьмем во внимание, что наш мир имеет не только три плана бытия, упомянутые выше, но и трехмерность. Три направлений измерения - ширина, длина и возвышенность, - разворачиваясь и нарастая, создают объем и пространство нашего мира. Так же, разворачиваясь и нарастая, три типа кварков создают все элементарные частицы, атомы и молекулы, в конце концов - тела нашего мира... Так же три цвета - синий, желтый, красный - создают всю гамму его тончайших красок... Так же знаменитейшая гегелевская триада (тезис, антитеза, синтез) создает наши понятия, гипотезы и теории, в конце концов - наши знания. Итак, нашему миру присущее и триединое мироздание. и триединая формотворча энергия. 3а древнейшими и за наиболее современными постулатами, в основе мироздания лежит неограниченная, неопределенная фундаментальная физическая реальность - Абсолют (за современной терминологией - Вакуум). Эта реальность воспринимается нами как пустота (санскрит. - Шунья), т.е. не воспринимается совсем. Такой феномен восприятия обусловлен тем, что все силы этой фундаментальной реальности полностью вризноважени, итак, никак не обнаруживают себя. Однако это «большое ничто» (Абсолют, Вакуум, Дао и т.п.) есть найфундаментальни-шою абсолютной физической реальностью, которая прячет в себе все возможные состояния, частицы, формы и проявления. Так в основе всех физических явлений лежат квантовани поля, основой которых является вакуумное состояние. Именно Вакуум порождает вторичную физическую реальность - квантовани поля разной меры зв'язности (санскрит.- Майя), т.е., наш трехмерный мир. Процесс порождения нашего трехмерного мира из Вакуума (Абсолюта, Дао) начинается вследствие нарушения равновесия в какой-то часпини Вакуума, который сразу «проявляет» потенцию этой части - два полюса, которые действуют как два комплекса противоположных энергий. Разные учения дают разные названия этим полюсам-энергиям: положительный и отрицательный; мужской и женский, родительский и материнский; мудрость и знания; ум и душа; Ян и Инь; огонь и вода и т.п.. Полностью уравновешенное объединение противоположных сил снова возвращает их к состоянию Вакуума (Абсолюта); неуравновешенное объединение порождает третью силу, которую зовут сыновьей энергией, жизням, силой тяготения (или иначе - любовью), веществом, землей. В этом случае упрочивается три комплексных силы-энергии, которые и создают разные комбинации энергий и частиц - квантовани поля , или, за религиозной терминологией, «проявленный мир». В давньокитайському мировоззренческому трактаги «Дао-де цен» сказано: «Дао рождает одного; с одного становится двое; с двух становится трое; трое рождают все (множество вещей, существ явлений). Все родившееся преисполненное Ян и Инь и пронизано Эти» . Анатолични тексты о триединой природе мира можно найти во многих других религиозных и философских учениях. Наши далекие предки користувалнсь другой терминологией, чем и, что принятая в современной физике, однако признавали ту же самую картину триединого мироздания и старались быть в порядок с триединой свитотворчою энергией космоса. Их знания об основных закономерностях свитотворення и мироздания выражались в олицетворении космотворчих сил в образах богов. Такая форма, в отличие от научной (страдательно-книжной) является живой формой общения с познанными силами, итак, и более благоприятной для использования их в регламентации своего быта, ускорении этногенеза и укреплении своих позиций в житги. Такую активную ролю знаний делает возможным религия, которая, в отличие от науки, «не слова и не теория. Она осуществление. Суть ии не в том, чтобы слушать и воспринимать. Она в том, чтобы быть и возникать». Выражая свои знания о могущественных космотворчи силы в персонифицированной форме, трактуя эти силы как реальные, подобный людям, но невимирно могутниши существа, наши предки облегчали себе можливисгь общение с этими силами, возможность приобщения своих энергетических систем к высшим энергетическим системам Космоса, к более совершенным и утонченным энергиям, которое трансформировало, витоншувало, развивало человеческую психику и тело. Ведь групповые и индивидуальные молитвы, мистерии, ритуалы и обряды направляли внимание, мысли и чувство (т.е. энергетические компоненты человека) к определенным космическим силам, которые имели бсзпосередний влияние на жизнь людей, их судьбу и их шансы выжить, стать досконалишими. Уже в палеолите наши предки чудесно ориентировались в главных и второстепенных космических силах. Найзагальниши свитотворчи силы (положительная и отрицательная энергии мироздания) олицетворялись ими в образах прабогив Вселенной, Галактики и свитотворчих сил конкретнишого плана - системных богов, которые создают 3емлю и жизнь на ней. Культы Солнца-Огня и воплощенной космической воды - Дани дожили к нашим дням в праздниках Рождества, Ивана Купала и других. 3берегся, в частности, ритуал объединения священного огня и священной воды (на Восвяття, на Купала и т.п.). Итак, триединисть свитотворчих сил и созданной ими мироздания издавна была известная людям. 3наючи о триединисть мироздания и стараясь гармонизировать себя с ней для облегчения своего жиггя, люди изображали ее в своих ритуальных действах, предметах культа, священных текстах и защитных мистических знаках.К древнейшим знакам, которые символизируют свитотвореннх и свитиобудову, принадлежат знаки троицы: крест, тризуб, триквестер, треугольник, шестиугольная звезда, сварга, триколо, даосская троица, дерево жизни, жезл Кадуцея и др и их модификации. Крест - знак трехмерной вселенной, жизнь. Вместе с тем в нем подчеркивается значимость сыновьей энергии (третьей силы - Любови (3емли)), что достигается путем объединения мужской энергии - огня (изображаемой в верованиях всех народов вертикальным стовигом), с влажной женской (изображаемой горизонтальким знаком), при котором оба противоположные символа словно исчезают, сливаясь в один. Те же силы, которые изображены в кресте, репрезентует шестиугольная звезда. Поеднани в ней два ривнобични треугольники символизируют единство триединой положительной мужской энергии (огненной энергии Шиви), направленной вверх, с триединой отрицательной женской (влажной энергией Вишну), направленной вниз. Итак, звезда, составляясь из двух ривнобичних треугольников, наложенных один на один, символизирует еднисть всех трех сил. 3амина в звезде прямых линий креста на ривнобични треугольники прибавляет символу дополнительного значения, указывая не только на тройственность мироздания, но и на тройстить каждой из сил, которые создают мироздание. Тризуб символизирует ту же самую троицу життетворчих энергий, что и крест и шестиугольная звезда, т.е. Мудрисгь, 3нання и Любовь (или Огонь, Воду и Жизнь (3емлю), или Ян, Инь и Эти), однако не как начальный процесс порождения третьей силы двумя первичными, а уже как другу стадию этого процесса, т.е. как действие трех равноправных сил, которые выходят с единый, общий для всех источника - Абсолюта (Вакуума, Дао). Аналогичную к тризуба стадию Троицы (тремя кругами, вписанными в круг, или у пламя), изображено триеднисгь мироздания и формотворчих життедайних энергий в даосив, в тибетський и украинской символищ. Это не мешает тибетцям, как и украинцам, использовать с той же целью и тризуб. Именно даосский символ троицы - знак трех кругов, вписанных в круг,- избрал М. К. Рерих как эмблему всемирной организащй защиты культурнихцинностей.





Вернуться назад