УКРАИНЦЫ НА ДАЛЕКОМ ВОСТОКЕ

Главная - Украиноведение - УКРАИНЦЫ НА ДАЛЕКОМ ВОСТОКЕ

С рапорта владивостокского полицмейстера от 3 июля 1913 г. можем узнать, что "в числе украинских любителей состоят: Небрат Михаил Романович, Сирошенко Николай Петрович, Хворостин Геннадий Гаврилович, Ященко Филипп Миронович, Янковский Станислав Иванович, Монакина Нина Григорьевна, Орловская София Федоровна, Подоилова Елизавета Панкратьевна и Яковицкая Секлетия Тияновна. Цель их - устройство малороссийских спектаклей в Народном Дом в пользу Общества народных чтений". Дальше в рапорте сообщается, что "связей с какими-либо украинскими организациями в Европейской России или за границей с целью объединения малороссов во Владивостоке пока не обнаружено" [7].

Также из жандармского рапорта узнаем, что 21 ноября 1913 года на квартире крестьянина Черниговской губернии г. Нежина Ивана Леонтиевича Мостипана по адресу: Владивосток, 3-я Портовая ул., 13, кв.2 состоялось собрание членов украинского кружка, в которых приняло участие 12 лиц, в том числе "из лиц известных Отделению": Глушко, Лемишко, Савчик, Казнадзей, Иващенко и Печенкин (Печень?). Председательствовал Мостипан. Как сообщалось в рапорте, все они и раньше проходили в делах "охранки" как члены украинского кружка

На рассмотрение собранию было прежде всего предложенный вопрос об устройстве украинского вечера, посвященного памяти Шевченко, в Пушкинском театре или в театре "Золотой Рог". После решения этого вопроса выступил Мостипан относительно деятельности кружка и высказал мысль, что кружок крайне слабо функционирует и ощутимых следствий не дает. Кружок, на его взгляд, занимался устройством спектаклей, тогда как цель его значительно более широкая - развивать национальное самосознание; изучать насущные украинские интересы и культурное саморазвитие. Дальше он провозгласил, что главной целью, к которой должны стремиться все искренние украинцы, должен быть автономия Украины. А в дальнейшем И. Мостипан призвал присутствующих интенсивнее оказывать содействие расширению кружка и добиваться разрешения на образование украинского клуба [8].

Как сообщает М. Марунчак, в это самое время фиксируются украинские тайные политические кружки в Имани, Микольську и Владивостоке, где активно действовали Дмитрий Боровик, М. Кобилянський и другие [Марунчак 1974].

С началом первой мировой войны и внедрением сувориших административных мероприятий украинская общественная жизнь в Зеленом Клину замирает. Только в пределах концессии Китайско-Восточной Железной дороги (КСЗ) в Маньчжурии можно было вести некоторую украинскую работу; это и делали харбинський Украинский Клуб и театральные кружки на окремихстанциях.

9 марта 1916 г. во Владивостоке была попытка создать украинскую организацию под вывеской Владивостокского украинского благотворительного собрания. В представленной просьбе говорилось: "В настоящую Великую Отечественную войну помощь Родине есть обязанность каждого, гражданина, сбор же пожертвований бывает более или менее удачен в зависимости вот формы, в какую это пожертвование выливается, и задачей организаторов подобных мероприятий бывает устройство наиболее разнообразных вечеров, сборов и т.п., могущих привлечь даже наиболее пассивных обывателей.Задача Украинского Благотворительного общественного собрания - организация подобных мероприятий для сбора пожертвований..." Это "прошение" подписали крестьянин Харьковской губернии Федор Николаевич Васильев, крестьянин Киевской губернии Фома Данилович Стецюк, инженер Дмитрий Николаевич Хлобощин, полтавский мещанин Николай Павлович Голиков, врач Василий Викторович Потсенко, почетная гражданка Пелагея Трофимовна Ракицька, крестьянин Полтавской губернии Николай Сильвестрович Савенко, мещанка Б.Д.Новолийник [9].

Но Приморское областное в городских делах присутствие отказало в регистрации Устава и этой организации на том основании, которое “представленный на рассмотрение Устав не соответствует цели нового общества... Проектируемое общество называется "благотворительным", а представленный Устав является Уставом обыкновенного общественного собрания, клуба, каковым, по существу, и является это общество... Ввиду изложенного Присутствие, не находя возможным утвердит Устав Владивостокского Украинского Благотворительного Общественного Собрания, постановило в регистрации Устава отказать” [Марунчак 1974].

В таком состоянии находилась вся украинская жизнь на Далеком Востоке к началу Февральской революции 1917 г., когда ликвидация запрета на все украинское открыла большие возможности для относительно свободного национально-культурного развития украинцев

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЦЕВ НА ДАЛЕКОМ ВОСТОКЕ И ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВА В 1917 - 1922 PP.

Историк Зеленого Клину И. Мир отмечал: "Везде, где на территории Далекого Востока жили украинцы, не в зависимости от их количества, вместо разных революционных комитетов, начали совершаться национальные организации - общины, так как для украинской наций революция 1917 p. была не социальной революцией, а национальной" [Мир 1934].

Такие общины основались во Владивостоке, Хабаровску, Благовещенскую, Свободному, Имани, Микольську-Уссурийському, Харбине; в дрибниших городах и поселках тоже были образованы украинские организации. Эти общины сперва были универсальными относительно своих задач и не имели определенного политического лица и четко очерченной цели