Национальное самоосознание как составляющая духовности украинской наций

Главная - Украиноведение - Национальное самоосознание как составляющая духовности украинской наций

В условиях современного национального бытия для Украины решающего значения приобретает проблема осознания и принятие личностью своей национальной принадлежности как детерминанты собственной жизни, которая определяет судьбу всей страны в ее взаимодействии с мировым обществом. Именно национальное самосознание и есть той зв'язуючою звеном, которое разрешает личности ощутить себя частичкой своей наций, осознать свою принадлежность к ней. Она выступает стимулом в познании своей национальной культуры, побуждает личность к сохранению и передаче грядущим поколением ее духовных достояний, эстетичных и этических идеалов народа. Ведь, как справедливо отмечал И.Франко, национальные чувства не является абстрактным, отделенным от личностной жизни понятием, а “потребностью души”, проявлением индивидуального духовного развития личности

Реалии современности позволяют утверждать, что идея полного слияния наций на практике есть невыполнимой. Примером сказанного могут послужить Советский Союз с неудачной попыткой создания новой исторической общности - “советского народа”, а также Соединенные Штаты Америки, где теория “плавильного котла” (в нем представители разных этнических общностей должны “слиться” в единое целое) также не является приемлемой для европейских этнически четко определенных сообществ, в частности, и особенно - для Украины. Как точно отметил О.И.Солженицин: ”Крепким оказался этот горишок (национализм - И.Е.) для жорен интернационализма. Вопреки марксизму ХХ столетие явило нам непреодолимую силу и жизненность национальных чувств и склоняет нас глубже призадуматься над загадкой: чему человечество так выразительно квинтуеться нациями не в меньшей мере, чем личностями? И в этой градации на нации - ли не одно из наилучших богатств человечества? И- следует ли это стирать? И- или возможно это стереть?” [1, с.8]. Однако, поскольку с понятием “этнос”, “нации”, “национальный” часто употребляется термин“народ”, нам следует определиться относительно терминологии. Этнос - это естественное и культурное единство для которой характерная целостность, которая сложилась исторически, общность территории, особенностей языка, культуры, быта, а также единство в сфере духовной, интеллектуально-психической. Он формируется рядом факторов как материальных так и духовных, причем духовный аспект доминирует, выступает решающим. С развитием капиталистической экономической формации, с присущей ей частной собственностью, личной инициативой и свободным рынком связанный переход этноса к высшей форме своего существования - наций. Возникая в период ликвидации феодальной раздробленности да и, в конце концов, с распадом самых феодальных отношений, нации детерминирует укрепление связей между отдельными регионами. Для нее как для своеобразного социально-исторического явления характерные общность условий жизни (экономических), территории, языка, определенных черт психологии, которые предопределяют специфическое влияние, предоставляют особой окраски культуре и быту. Ведь нации рядом с другими общностями, которые предшествовали ей и представляли иерархические степени последовательного подъема этноса, образовывает единый исторический ряд, вызванный динамикой роста продуктивных сил и производственных отношений [2, .238]. Социальная же общность “народ” включает в себя на разных этапах исторического развития человечества те слоя и классы, которые вследствие объективных условий, которые сложились в обществе, представляют собой реальную прогрессивную силу, способную повлиять на развитие данного общества. Именно поэтому в дальнейшем, употребляя термин“нации”, мы будем придерживаться позиции философа А.Свидзинського. Анализируя возникновение наций, он подчеркивает, что данный срок целесообразно употреблять лишь относительно такого этноса, который в своем развитии досяг уровня, когда необходимость собственного государства становится осознанной потребностью всех слоев населения [3, 19-20]. Со времени буржуазных революций и создание вследствие них первых государств современного типа понятия “нации” стало охватывать все состояния, слоя, классы этноса, который создал конкретное государство, отсюда и самые государства начали именоваться национальными. А поскольку доминирующая нации рослая и развивалась на своей этнической территории, создала собственную доминирующую культуру и язык, то это и стало подпочвам для названия самой страны. Тому термин“ нации” с некоторыми предостережениями может употребляться не только в этническому, но и в государственном значении (как в англоязычных странах - nation).Показательно, что авторы, которые принадлежат к разным научным областям, школам, направлениям и даже странам (Дж.Ротшильд, В.И.Козлов, А.Свидзинський, В.П.Москалець, В.Мороз), описывая механизм возникновения и развития наций как естественного и культурного единства, считают, что конечным следствием действия разнообразных факторов есть интеграция этого действия у чувство и сознание идентичности. Так Дж.Ротшильд, рассматривая разные виды идентификации, считает, что этническая идентификация именно благодаря мощному эмоциональному резонансу владеет способностью “нейтрализовать и относить к низшей категории эмоционально более слабые идентификации”. Т.е., по словам ученого, зактивована этническая идентификация, этнический интерес и этническая обеспокоенность делают ” классовые интересы... психологически менее ощутимыми в эмоциональной жизни людей чем етничнисть” [4, .60-61]. На решающую роль чувств в процессе этнической самоидентификации указывает и психолог В.П.Москалець. Он, в частности, подчеркивает, что без “любови-самоототожнення” с определенной национальной культурой и с восприятием этой культуры как органической части своего “Я” человек не способный “избирать” и “создавать добро”[5,c.29]. Отсюда, чувство национальной идентичности, осознание членом этноса его принадлежности к этому сообществу, ее ценности для него есть одним из фундаментальных средств скрепления определенного национального сообщества. Очевидно и В.И.Козлов, давая определение этнической общности, на первое место ставит именно этническое сознание, утверждая тем самым, что решающий фактор единения лежит именно в сфере духовного. Подобный взгляд на нации встречаем в В.Мороза: ”Нации - это синтез всего духовного, чем владеет человек” [6, c.27]. Национальный характер, обеспечиваясь наследственной передачей с помощью традиций, без которых не бывает наций, представляет основу национальной психики. Поэтому национальный характер является своеобразным идентификатором данного конкретного национального сообщества - из-за чего достижения наций, даже если они приобретают общечеловеческое значение, выступают как явления внутренне им обусловленные. Отсюда, национальное самосознание, будучи одной из основных признаков национальной общности, е реальной могущественной силой, которая в объединении с национальным характером выступает решающим фактором исторической судьбы наций, а итак, способна влиять на общий розвитоклюдства.