УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Недостаток и искривления исторических знаний, деформованисть национального сознания и несформированность активной патриотичной позиции посттоталитарного украинства порождают неясное представление об украинской национальной идее (УНИ), множа разное понимание ее мисця и роли в современных державотворчих процессах. Образовательное, информационное и духовное устранение постколониальных идеологических завалов и остаточных обломков разных, часто взаимоисключающих идеологем, наипрежде коммунистических и искривленных советской пропагандой националистических, отвлекает значительные национально сознательные силы на соответствующие исторические экскурсы с целью объяснения общественной массе генези УНИ, ее защиты в Украине от украйнофобив вместо того, чтобы использовать ее консолидирующий потенциал для развития собственного государства и четкого очерчивания направления ее рационального развития. Особенно остро ощущается дефицит социальных индикаторов, которые служили бы эмпирическими референтами реализации УНИ и ее интеллектуального обеспечения на протяжении не только восьми лет независимости Украины, а и виддзеркалювали бы основы стратегии ее развития на возрасты

Вместо продуктивной работы на ниве УНИ, усовершенствование путей ее трансформации и поиска новых форм ее государственного утверждения в исторической перспективе, мы или мелочно спорим относительно ее эффективности (или еще хуже, сомневаемся в ее наличии и общественной потребности в ней), или наивно радуемся (или сокрушительно казним себя вплоть до распространения комплекса меншовартости) по поводу романтической влюбленности в ее исторические корни и духовно-культурные истоки. Именно искусственно-условная низменность на романтическую и прагматическую ее компоненты поглощает значительные интеллектуальные силы и мешает консолидации наций1.

Нет насущной необходимости ставить в укор сторонникам УНИ за то, что она возникшая и начала развиваться на грунти культурно-философского романтизма Кирилло-Мефодиевского братства лишь в ХИХ столетии, ни за то, что она ныне существует без проекций романтического идеала ее подвижников на современную социальную и политическую плоскости Украины, ее геополитическое положение, на переходное состояние экономики и “совковую” сознание - дескать, на срабатывает и на переломе ХХ и ХХИ столетий. Время в конце концов самокритично определить, что реальная способность быть реализованной в условиях современной Украины предопределяется прежде всего интеллектуальными и духовными возможностями наций. УНИ - это своеобразный комплекс верований, национального мировоззрения и понимание, это духовно-интеллектуальный потенциал наций, человека державотворця и согражданина, которая, опираясь на прошлое и гордясь им, а не укоряя ему, должны мобилизовать творческие силы на достижения современные и будущие, на творение украинского народа как единого политико-этнического сообщества, целостного единицы мирового сообщества

В контексте реализации этих задач настало время четко, ясно и откровенно поставить совсем не риторический вопрос: “Или есть на миру аналогичные примеры создания такого народа? Можно ли создать одно демократическое государство или общее гражданское общество двух наций: коренной и той, что угнетала и дальше имеет намерение это делать?” Можно привести ряд достойных наследования примеров относительно строительства новых обществ - гражданских, социальных, демократических и даже определенной мерой гуманных. Тем не менее в мире нет случаев, чтобы метрополия так долго и последовательно уничтожала коренной “братский” и близкий за языком народ, и не была в состоянии этого сделаться

Хотя проблему украинства не удалось решить путем физического уничтожения всех украинцев, тем не менее социальной системе “человек - общество - государство”, ее образованию, культуре и духовности было причинен огромный вред, особенно - развитию интеллектуального потенциала народа, его национальной элите. Сегодня это отрицательно обозначилось передовсим на способности украинского общества наращивать те социальные клетки, которые объединяют украинскую нации и формируют ее сознание как целостной активной единицы мирового пространства. Значительные интеллектуально-духовные потери в минулому мешают украинству осознать не только смысл общности корней слов “народ” и “семья”, но и то, що последнее слово в широкому понимании силою духа превосходит даже понятие “нации”, поскольку рассматривает йй як большую семью из общим минулим та верой в достижение общими усилиями лучшего майбутнього, формирует чувство йй окремишности в мировому разнообразии культур, будто, традиций.Ведь следует признать, что в современной Украине отсутствующий духовно-культурный обруч, точнише, нам мешают его сформировать, а оставляют политический Збруч як религиозный, мовно-культурний, социально-психологический искусственно созданный водораздел, которому не дают пересохнуть в нашему сознания. Становление современного украинства сопровождается разным отношением к таким “значительным” событиям украинской истории, как освободительные послевоенные соревнования. Это означает, что мы имели, имеем и дальше будем иметь очень размытое национальное сознание. А без нее нет осознания УНИ, нет национальной гордости, ощущение нашей уникальности как самобытного народа, единого и неповторимого в разнообразном мире. Наоборот, в последнее время в Украине все более сильнее дает себя знать такое социальное явление, как антиукраинизм, который углубляет экономический кризис, дальше ингибуе украинский язык, культуру, традиции. Тем не менее мы его наблюдаем молча, вместе с тем масс-медиа громко актуализируют проблему антисемитизма. Составляется впечатление, что она беспокоит общественную мысль больше, чем угрожающие проявления циничного шельмования УНИ из высоких трибун или откровенное игнорирование властной элитой украинского языка как государственной

Итак, логически доходим к выводу, который у нас не только не формируется соответствующая общественная мысль, а и большой мерой отсутствующая общественная совесть. Для сознания украинцев особенно весомой есть правдивая весть - “познайте правду и правда освободит вас” (Ев. Ивана, 8.32). Т.е. не УНИ “не сработала”, а мы не работаем на нее как принадлежит государственному народу, духовная интеллектуальная элита которого должна доказывать идею к общественной массе, делать ее близкой всему народу, превращать ее в память об общем прошлом, историю; а это формирует сознание, дух наций, который становится движущей силой будущих общественных сдвигов и консолидации





Вернуться назад