Могила Петр - выдающаяся историческая фигура Украины


Пылкий приверженец православных традиций, всем сердцем отданный родной Церкви, наделенный твердой волей и решительным характером, архимандрит Петр Могила требовал от послушников и братии смирения и послуха, подавая собственным примером образец образцового поведения, повторяя, что ему как настоятелю «впереди всех принадлежит быть на монашеском правиле и во всяком деле богоугодному».

Хорошо сознавая роль книги, печатного слова, праведник прилагал все усилия, чтобы за время его архимандритства Киево-Печерская типография заняла выдающееся место как среди других типографий Украины и Белоруссии, так и в общественной жизни вообще. За пять с половиной лет его настоятельства из лаврской типографии вышло 15 названий изданий. Среди них были и книги самого Петра Могилы - как авторские, так и переводные. Тогда же архимандрит составил несколько канонов и церковных песен, которые свидетельствовали о высоком поэтическом таланте автора. И.Огиенко по этому поводу отмечал: «Могилянська пор - это наилучшие пор в жизни Печерской типографии, пор ее полного расцвета и многоплидной работы. В истории украинской культуры начальное печерское книгопечатание занимает найпочеснише место».Петр Могила, как человек широкого и прогрессивного мышления, ревностный, верный приверженец и поборник распространения православия, не мог ограничить свою деятельность лишь стенами монастыря. Он хорошо знал, что православному духовенству для успешного отпора притеснениям езуйтив и униатов необходимо иметь соответствующее образование. Архимандрит решил основать в Киеве такие школы, которые отвечали бы нуждам злободення и ни в чем не уступали бы подобным европейским навчальнимзакладам.

Осенью 1631 года открылась первая лаврская школа. Это знаменательное событие было кое-что омраченная выступлением противников наместника, тех, кто усматривал в ней конкурентку и соперницу братской школе

Опытный человек и дипломат-политик, Петр Могила сделал единственно верный шаг к согласию. Он согласился свести лаврскую школу с братской, но при условии, которое буде охранником и опекуном того объединенного заклада. Архимандрит лично записался в члены братства и был принят «старшим братом, опекуном и основателем того знаменитого братства, обители и школ».

Лаврскую школу, объединенную в 1632 году с братской, со временем было преобразовано на коллегию, которая в свою очередь стала родоначальницей Киевской духовной академии. Это стало делом жизни Петра Могилы. Заслуга его заключается в том, что после объединения лаврской школы с братской он превратил ее в такое учебное заведение, которое со временем стал образцом для всех духовнихшкил.

О.Оглоблин так характеризовал этот период: «Пор Могилы - это были пор больших достижений... Создание Киево-Могилянской коллегии, этой славы и гордости Киевских Атен, що в скором времени станет «альма-матер» для всего православного Востока, и йй огромная научная исторически-археологическая работа сделала Киев господствующим центром всей Восточной Европы».

Под неутомимым и подвижницьким патронатом Петра Могилы коллегия интенсивно развивалась и за сравнительно незначительный, десятилетний период поднялась к уровню, который превосходил наилучшие показатели униатских и католических школ. Она давала православному народу и Церкви «много благочестивых и ученых мужей».

Кроме Киевской коллегии, Петр Могила открыл в 1634 году еще одну - Винницкую, а в 1636 году - Кременецкую

Следует отметить, что положение православия в Украине в первой половине XVII ст. было чрезвычайно сложным. Притеснения и гонения на православных стали обычным явлением. Их отстраняли из разных должностей, запрещали отправлять богослужение, церковные требы и святые таинства. Православные храмы закрывались или же даже разрушались

И после сорокалетнего гнета православные наконец получили право исповедовать свою веру, отправлять службы, избирать пастырей. Обстоятельства этого времени требовали, чтобы православную Церковь возглавил иерарх энергичный, здравомыслящий, одаренный, который бы своим авторитетом смог защитить ее в непростой периодвипробувань.

Конечно, кандидатура Петра Могилы была найдостойнишою.

В апреле 1633 года он рассылает православному населению грамоты, приглашая видных представителей общин прибыть к Львову на его висвяту в чин митрополита. Город это было избрано не случайно, ведь здесь его хорошо знали и уважали

После двухмесячного пребывания в Льве Петр Могила в конце июня отправился к Киеву





Вернуться назад