МИХАИЛ ХАНЕНКО - последний гетман Правобережной Украины


Он был последним гетманом пропольськой Правобережной Украины (1669-1674). Но если опытный государственный деятель, генеральный писарь в правительстве Хмельницкого Иван Виговський старался и дальше продолжать политику Богдана, боролся за независимое Украинское государство, одним из творцив которой он был, то его преемники Павел Тюря и Михаил Ханенко послушно выполняли замыслы польского шляхетського правительства относительно Украины

Родственные пересказы свидетельствуют, что его отец Стефан Ханенко еще в начале XVII столетие, за казацких пор Петра Сагайдачного, служил в Запорожском войске и попал к татарской неволе. Оттуда его выкупил польский староста, и Стефан вступил в брак с его дочерью. Польские хронисты XVI-XVII столетий Ваповський, Б'ельськи, Кромер, Стрийковський и другие твердят, что за один наскок на украинские земли татары набирали ясыря и по десять, пятьдесят, а то и по сто тысяч пленников, не считая десятков и сотен глав скота и другого имущества. Историки свидетельствуют, что в середине XVII столетие крымская орда насчитывала 180 тысяч человек, а в Крыму тогда же проживало 920 тысяч христиан, преимущественно украинцев. Не удивительно, что и фамилия «Ханенко» татарского происхождения. Будущий гетман был старшим сыном в семье. Впервые его имя как уманского полковника (эту высокую военную и государственно-административную должность он обнимал в течение 10 лет, начиная с 1656-го, итак, еще за жизнь Богдана) подибуеться в документах за 1659 год среди той казацкой старшини, которая была неудовлетворенная Переяславським договором Юрия Хмельницкого с Москвой, так как ресница фактически перечеркнул Переяславську совет, зликвидувавши автономию Украины

Деятельность гетьм-ана Михаила Ханенка приходится на года «большой руины», которая наступила после смерти Хмельницкого и продолжительная три десятилетия, к избранию гетманом Ивана Мазепы Г687 года. За Андрусивським перемирием 1667 года Украина была разделена Днепром между Россией и Польшей, а Запорожье подпадало под зависимость обеих государств. По словам казацкого летописца Самийла Величественная (1670-умер не раньше 1728 года), запорожце видя этот «упадок Отчизни» своей, не могли без сожаления «укусить хлеба», «спокойно заснуть», так как «за несогласием и неприязнью обосторонних Днепра гетьманив» пришлось «пустую и мертвую Украину, матку нашу, полными слез осматривать глазами и красные жилища отцов и праотцев наших Зреть диким зверям жильем».

Величайшей исторической фигурой пор «большой руины» был правосторонний гетман Петр Дорошенко (1665-1676). Тарас Шевченко называет его «знаменитым гетманом», «знаменитым Дорошенко», а Михаил Грушевский «последним казаком». В сложных исторических обстоятельствах, когда Россия и Польша отказались вести с Дорошенко переговоры от целой Украины как отдельного и единого государства (а король отказался вести переговоры с ним на условии Гадяцьких статей 1659 года), гетман мечтал воссоединить Украину с помощью Турции и потому летом 1668 года заключил с турками соглашение

Но сразу на препятствии стали два «гетманы запорожские», ставленники чужих государств - Петр Суховей и Михаил Ханенко. Они нанесли Дорошенко много хлопот и неприятностей

Первый претендент на гетмана Правобережной Украины Петр Суховей вместе с Ханенком и крымской ордой выступал против Дорошенко, но испытал сокрушительного поражения под Стеблевом от войск гетмана и отрядов Ивана Сирка, отказался от гетманства и едва убежал на Запорожье

Тогда появляется новый претендент на эту же булаву Михаил Ханенко. Из Запорожье он писал царю, королю, гетманам, воеводам разные письма, чтобы иметь их поддержку. Так, он старался склонить на свою сторону левобережного гетмана Демьяна Многогришного, но тот сказал: «я в том и не мишлю». Сам Многогришний просил царя возвратить из Сибири, Соловкив сосланных туда за Брюховецького невиновных узников-украинцев. Заискивая к царю, он одобрял его союз с польским королем и «северным» гетманом Многогришним против врагов христианской веры - мусульман. Находясь на Запорожье, Ханенко вместе из,Сирком осуществляли успешные походы в 1670-1671 годах в Крым и турецкие города Аслан, Джакерман и прочие. Тогда же 6 тысяч казаков три дни бились с ордой, не пуская ее к Дорошенко. В конце концов, помирились и договорились вместе воевать против гетмана. Царь в ответе высказывал свое недовольство легкомысленным и нерассудительным поступком запорожцев, которые убили его посланника Ефима Ладиженського. В Других письмах Ханенко доносил, что Дорошенко хочет идти с бусурманами на Москву.Виднеясь стать гетманом Правобережья, Ханенко энергично ищет поддержки у польского правительства. С этой целью он через послов кошового атамана Григория Клока, Василия Завалия и других старшин ведет переговоры с королем Михаилом Вишневецьким, сыном Еремы. Польская сторона пристала на согласие с Ханенком; который шел на всяческие поступки полякам. Вскоре Многогришний сообщал к Москве, которая 8 сентября 1669 года Уманский, Кальницький, Паволоцький и Корсуньский полки собрались на совет под Уманью и провозгласили Ханенка гетманом Правобережной Украины, а Суховия - писарем. Свыше 50 казацких комисарив во главе с военным судьей Семеном Богаченком поехали к Острога вести переговоры с поляками об условиях вступления под их превосходство, которое должно была удовлетворить и низовых, и городовых казаков. Этот документ был сокращенным вариантом Гадяцькой соглашения 1659 года. Однако ее подписали от лица трех небольших казацких полков. Со временем Ханенко, Сирко и запорожцы, недалеко Умани, присягнули перед польским гетманом Яном Собеським и князем Дмитрием Вишневецьким на верность и вечное подданство польскому королю, который обязывался сохранять старые казацкие права и вольности. Комиссары привезли Ханенкови с Острога от короля клейноды, флаг, литавры. В связи с избранием на гетмана Михаила Ханенка тот же Самийло Величко через три десятилетия с печалью напоминал: «И таковим-то дийствием и состоянием, единая по обеим сторонам Днепра сущая Украина, бидная и упадлая козакоруськая Отчизна, того 1670 года, на всеконечний свой упадок и запустиние на три гетманства и части разделись, и единоматирна братии за поводом умовредних властолюбцев преждет описанных и настоящих тогда гетьманив своих, в недруги себе обратишися, не слушая словеси Евангельского: аще разделится дом на сия, то запустиет».





Вернуться назад