Печатное дело на Украине


В 18 столетии в Украине лидером в издании книжек оставалась типография Киево-Печерской лавры. Но ее деятельность развивалась не за таких благоприятных условий, как раньше, что зумовилось рядом причин. Главнейшей из них стало давление на украинское духовенство со стороны русской империи, а такожпожежи.

Так, в апреле 1718 г. вследствие большого пожара типография практически сгоревшая. Восстановить ее деятельность удалось лишь в 1720 г.

В августе 1772 г. типография снова сгоревшая, и вдобавок были уничтожены запасы бумаги и состав с уже напечатанными книгами

Другие обстоятельства, которые неблагоприятно обозначались на деятельности типографии Киево-Печерской лавры, стали следствием церковно-политических отношений, которые сложились между Киевской метрополией и церковной властью России

На протяжении почти всего 18 ст. лавра имела монополию на издание и продажу церковно-богослужебных книг в пределах Киева и энергично боролась с конкурентами. Особенно киевские митрополиты, власти которых лавра не подлежала, не всегда соглашались с этой монополией и время от времени делали попытку открыть типографию при Софийском соборе (лавра подлежала непосредственно Синоду, местные духовные правители не имели права вмешиваться в ее внутренние дела).

Неудовольствие таким состоянием вещей привело к конфликту между Киевским митрополитом Тимофеем Щербацьким и архимандритом Киево-Печерской лавры Лукой Билоусовичем на 50-начала их лет XVIII ст. Борьба шла продолжительное время, но попытки Т.Щербацького, а потом его преемников не имели успеха

Таким образом, из борьбы с киевскими митрополитами лавра вышла победителем, оставив за собой монопольное право на печатание богослужбовихкниг.

Но привилегия на исключительную продажу книг в пределах Киева лавра в конце 18 ст. потерялась

Надзор Московской синодальной конторы над деятельностью лаврской типографии становился на препятствии издательскому делу и заметно изменил характер лаврськихвидань.

Почти все книги выдавались церковнославянским языком, и вдобавок преимущественно для нужд церковного употребления. Виднейшим изданием того времени постоянная Библия 1758 года. Ее было напечатано за текстом московской Библии 1756 г.Книг светского содержания в то время было напечатано немного. Это преимущественно буквари и частично учебники для нужд Киевской Академии, наподобие выданной в 1765 г., с особого разрешения Синода, латинской грамматики

В оформлении книг лаврские издания XVIII ст. продолжали художественную традицию попереднихдесятирич.

Что же к техническому обеспечению, то кроме необходимого оборудования, в 1759-1786 г. лавра имела собственную бумажную фабрику

В первой четверти XVII ст. в Украине работало 25 типографий в 17 городах и городках. Их работа нуждалась в развертывании целого ряда сопредельных производств, связанных с изготовлением печатных станков, шрифтов, средств гравиювальной техники, красок, бумаги тощо.

Первую из известных на украинских землях папирень было основано 1541 года в городе Бузьк на Львовщине. Со временем они появились на Волыни, Киевщине, на Левобережной Украине. А в начале XVII ст. в Украине уже действовало 7 папирень.

Издание богословских книг было одним из средств борьбы против католицизма и униатства. Большинство изданий составляло церковно-служебна литература. В Киеве несколькими изданиями выходили “Служебник”, “Псалтырь”, “Номоканон”, “Триодь”, “Акафист” и т.п.. Характерной особенностью их было старание издателей приблизить книги к читателю путем перевода некоторых разделов на язык, близкий к разговорной. Деятели уже упомянутого киевского кружка перевели и отредактировали “Беседы Иоана Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла” (1623 г.) и “Беседы Иоана Златоуста на действии св. апостолов” (1624 г.). В 1625 г. в Лаврской типографии выдано еще один значительное богословское произведение - “Толкование Андрея Кесарийського Апокалипсису Иоана Богослова”. Большую популярность имело “Евангелие вчительне” (1637 г.) - сборник поучений в воскресные дни, выбранных из произведений Иоана Златоуста





Вернуться назад