Печатное дело на Украине

Главная - Украиноведение - Печатное дело на Украине

В 1720 г. на Черниговскую типографию распространенно мероприятия, которые чуть раньше было употреблено относительно типографии Киево-Печерской лавры. Деятельность Черниговской типографии подлежала суровому контролю со стороны Московской синодальной конторы

Очень неспокойными для типографии 20-оказались те года XVII ст. В 1720 г. распространились слуха о том, что царское правительство хочет перевезти типографию к Александр-Невской лавре в Петербург. Однако архиепископ Антоний Стаховський попросил гетмана Скоропадского о заступничестве, и дело будто бы затихшая

Тем не менее 1724 г. проректор типографий Гаврийл Буженський обратил внимание на то, что Черниговская типография не посылает к Петербургу никаких книг для получения разрешения на издание их. Поэтому из Синода к Чернигову нарядили посланца с доверенностью забрать и перевезти всю типографию к Москве за счет ее заведующего и наложить на него штраф 1000 крб. Когда эта весть дийшла к черниговскому епископу, он защищал архимандрита Иллинського монастыря Германа Кононовича, который руководил друканею, оправдывая его тем, что в типографии с 1721 по 1724 года ни одной книги не было виданоий

Синод решил: если эти сведения подтвердятся, то можно ограничиться лишь взысканием штрафа с Г.Кононовича в размере 100 крб. за то, что не присылал ежегодных докладов о состоянии типографии. Однако в 1726 г. Синод получил донос, за которым типография выдавала книги в 1722-1724 гг., но будто бы книги было скрыто монахами. Тем не менее и на этот раз зло прошло стороной

Начиная из двадцатых лет XVIII ст. в черниговской типографии выдавались почти исключительно богослужебные книги, иногда выдавались славянские буквари (1743, 1755). В 1755 г. было напечатано даже “Межеву инструкцию”.

Что касается художественного оформления изданий, то во многом оно заимствовалось из изданий Киево-Печерской лавры.Во второй половине XVIII ст., частично в связи со стихийными бедствиями, частично вследствие цензурных притеснений, деятельность Черниговской типографии приходит в упадок. В 1820 г. книгопечатание в Тройцько-Иллинському монастыри совсем прекратилось. Как сообщают источника, в 1846 г. станки и шифры, которые остались без употребления, были проданы типографии Черниговского губерниального правления и частным лицам за 565 крб. серебром

Дмитрий Андрийчук

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В УКРАИНЕ 17-18 ст.

В 17 на поч. 18 ст. главными хранилищами книжных сокровищ, как рукописных, так и печатных, были монастырские и церковные библиотеки

Если монастырь владел типографией, то часть изданий библиотеки составляли собственные издания монастыря. Часть книжек покупалась. Сдача - накапливалась благодаря пожертвованиям и завещаниям владельцев. Среди церковных библиотек наибольшей была библиотека Софийского собора. Среди монастырских книгозбирень Украины наиболее выдающейся была библиотека Киево-Печерской лавры. Древнейшая ее часть погибла во время пожара 1718 г. Рядом с монастырскими сборными известные библиотеки при разных школах XVII и VIII ст. - при Киевской академии, при Черниговском и Харьковском коллегиумах. Библиотека Киевской академии начала составляться еще за Петра Могилы. На конец XVIII ст. в ней было более как 10000 томов. Но почти все они сгорели во время большого пожара на Подоле в 1780г. Кроме библиотек церковных, монастырских и школьных, были и частные библиотеки. Значительный сборник славянских, латинских и польских книг имел в XVII ст. Г. Могила. К нам дошли реестры книг, которые он купил в 1632 и 1633 гг. в Варшаве и Кракове. После его смерти (1646 г.) его библиотека в количестве 2131 том перешла к Киевской Академии, где и сгоревшая в 1780 году. Воспитанники Киевской академии, которые работали в России, также владели значительными книжными собраниями. Но часть их собраний попала к русским библиотекам. Так, библиотека Дмитрия Ростовского (302 тома) перешла к Московской Патриаршей библиотеке. Выдающимся библиофилом в свое время был известный тогдашний писатель Стефан Яворський. Собранную на протяжении жизни библиотеку он заповедал построенному на его средства Киженському Благовещенскому монастырю. Огромную для в свое время библиотеку собрал современник С. Яворського Феофан Прокопович. Количество книг в ней достигла 4000. Эти книги после его смерти (1736 г.) перешли к Александр-Невской лавре, а позднее переданные Новгородской семинарии. Таким образом, в 17-18 ст. было четыре вида библиотек: церковные, монастырские, при учебных заведениях, частные. Их функционирование, хотя только и для зажиточных слоев населения, оказывало содействие развитию украинской культуры