Роль женщины матери в украинской семье

Главная - Украиноведение - Роль женщины матери в украинской семье

Материнские земли дочурки и сыны подражали в равных частях. Из отцовских дочурки, сколько бы их не было в семье, получали приданое разными вещами и деньгами на сумму, которая представляла стоимость четверти родительского имущества. Когда в семье не было сынов, дочери получали в наследство и родительскую часть имущества. После смерти отца обязанность давать за дочерями приданое полагался на их братьев, причем приданное, которое назначалось братьями во время змовин, по стоимости должно было равнять приданому, которое получили сестры, которые вышли замуж еще за жизнь отца

За обычаями того времени приданное, которое приносила женщина в семью и которое передавал тест зятю в день свадьбы, рассматривалось как материальное основание для создания новой семьи. Пока существовал брак, им совместно пользовалось супружество. Как только брак переставал существовать - вследствие смерти мужчины или через развод - приданное полностью подлежало возвращению женщине, которое позднее наследовали ее дети или она завещала поэтому, кому хотела. На случай смерти женщины, которая не имела детей, ее приданое возвращало в ее род и распределялось между братьями, если они были.Особым институтом симейношлюбного права в Украине (а также в Польши, Литве и Беларуси) был институт вина. За сохраненным прадавним обычаем, который позднее узаконил Литовский устав, нареченный перед свадьбам выдавал своей нареченной так называемый виновий запись. В быту это называлось "винувати женщину или "оправить вино". Было это обдариванием молодой молодым. Вино устанавливалось специальными записями - "письмами виновними" или "оправними" - юридическими документами, которые вносились в гродськи и земские актовые книги "для вечной пам'яти" - это называлось "записать вино". Величина вина устанавливалась в передшлюбний интерцизи (соглашению), о чем договаривались обе стороны во время змовин. Целью вина было имущественное обеспечение женщины на случай смерти мужчины. Винована женщина в имущественном отношении становилась довольно независимой, могла свободно распоряжаться своим вином как за жизнь мужчины, так и после его смерти, к тому времени, пока его наследники не выплачивали ей всю сумму, определенную в виновному записи. Как правило, составлялось вино с двух равных частей. Первая служила обеспечением-гарантом целостности и неприкосновенности суммы приданого, полученного мужчиной от отца женщины, вторая - той самой стоимости, и называли ее "привинок". Суммарно вино представляло обычно двойную стоимость приданого 34. Поэтому понятно, что институт вина, как и приданное, обуславливал браки людей, равных в социальном и имущественном отношении. Синел, когда они вступали в брак, родители должны были вивинувати. За нормами звичаевого права, неженатых сынов родители не винували, и они не могли жить отдельно от родителей. Если в семье было несколько сынов, то вступал в брак сначала старший сын, а уже потом младшие. Это касалось и сестер. Записывали вино на части имущества мужчины. "Оправу вина" можно было сделать только на трети имущества мужчины. Земля, на которую был сделанный виновний запись, называлась "винною". Приданное, вино с привинком после смерти мужчины переходило к рукам удови и считалось ее собственностью. Это предостерегалось в виновних письмах 35. Привинок рассматривался как дар, а не как надлежащее, и записывался только тем женщинам, которые впервые шли к браку. Привинок был платой, своеобразным признанием целомудрия девушки, которая сумела сохранить к свадьбе свой "венок". В одном из виновних записей (1559) мужчина пишет, что "за ее (женщины) учтиве ко мне отношение записал ей (вино) совито (двояко)" .

За учреждениями звичаевого права, подробно регламентированными во всех трех редакциях Литовского устава, невинована женщина на случай смерти мужчины лишалась права требовать возвращения своего приданого. Тем не менее если она была шляхтянкой, то дети или родственнике (т.е. наследники по мужчине) должны были дать "за венцов 30 коп правних", если вдова снова выходила замуж. Поскольку целью вина было имущественное обеспечение женщины на случай смерти мужчины, винне имущество, как и приданное, не отвечало за долги мужчины, и его кредиторы, который подчеркивал Третий Литовский устав, не могли лишить вдову этого имущества, если запись долгов не предшествовала оформлению вина

В городах имущественные отношения супружества регулировались, с одной стороны, Маґдебурзьким правом, которое предусматривало имущественную независимость супружества, а со второго - Хелминським, которое определяло их имущественную общность. За Хелминським правом, имущество супружества объединялось в одно целое, которым распоряжался мужчина, для чего не надо было согласия женщины. После смерти одного из супружество общее имущество делилось на две равные части. Одну получал один из супружество, другу - наследники. Система имущественной общности отвечала нуждам торговли, долги должны были платиться из общего имущества, куда включалось и личное имущество, и вино женщины. В гродських актовых книгах сохранились соответствующие записи. Когда, например, паволоцький ростовщик "с правом своим", как сказано в документе, предъявил брату и женщине умершего документ с записью денежного займа, они обязались перед возним Житомирского городского правительства выплатить долги брата и мужчины. Итак, в данном случае уплата долгов полагалась не только на родственников, а и на женщину умершего

В то время как в Московском государстве еще 1688 г. царским указом было приказано за долги "выдавать мужей c жонами, а жен c мужьями", то в Литовском княжестве уже в XVI ст. существовала норма, за которой "не имеет никто за ничей учинок терпеть, ни... не жона за мужа, ни муж за жону, только каждый сам за свое выступление должны терпеть". И потому даже в случае конфискации имений за государственную измену, когда и малолетние дети предателей лишались родительского имущества, их женщины, которые не брали участия в преступлениях мужчин, сохраняли за собой свои имения, а также вино, "перед учинком той измены им от мужчин их записанное".Обычай выдачи женихом вина существовал на Движении из давних времен. Тем не менее если тогда вино было своеобразным выкупом, платой за молодую и выдавалось не ей лично, а ее родным, то позднее оно приобрело характер обеспечения замужней женщины и передавалось в ее личное пользование. С таким характером обычай выдачи вина просуществовал в Украине вплоть до отмены Литовского устава московским правительством. Интересно также, что придано, которое выдавалось за молодой, долго сохраняло древнерусское название "вино", а с XVI ст. в документах все чаще появляется термин"приданое" .