Григорий Сковорода и его наследство


Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. Из позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограниченные. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к Бог без посредников, так как Бог есть самая природа, а человек - ее произведение, - познавая Бог - познает самого себя. В этом значении Сковорода возражает агностицизм - учение о непознаваемости мира

Очень тонким моментом в учении Сковороды о человеке есть тот факт, что он не связывает умножения человеком своих познаний с ростом материальных нужд, задовильнення которых понимается как достижение человеческого счастья. Быстрее наоборот: чем лучше человек познает самую себя и окружающий ее мир, тем разумнее и скромнее должны быть ее нужды

Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, названной "Еродий":

“...Умей малым ты удовлетворятся. За большим не гонись,

Сити брошено на ловы, их ты весьма берегись

Я говорю вам, что не надо в роскошах жить,

На таких, говорю, повсюду распинают сети

Триста упало в неволю из страсти в этом времени,

Шестьсот плачут в болезнях - очень были лакомые. …”...”.p>

Что же к счастью, то как будет показано ниже, оно связано не с удовлетворением все возрастающих материальных нужд, а с радостью работы

Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как: "мир есть банкет бешеных, торжище что качаются, море что волнуются, пекло что мучаются", а в другом, как: "мир есть море что топятся, страна является язвой прокаженных, изгородь злых левов, острог привлеченных, торжище блудных, печь, роспаляюча страсти, банкет бешеных, хоровод пьяно-сумасбродов, и не отрезвятся, пока не устанут, сжато сказать, слепые за слепым в безодню грядущие".

Возможность преодоления человеком моральных недостатков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном результате, выражается через взаимодействие с определенным видом работы. Тема "родственной работы" - эта одна из самых важнейших тем, которые развиваются Сковородой. Эта тема перешла с его басен в философию и достигла такой высоты, которая приобрела значение общего принципа, который определяет не только человеческое счастье, но даже значение человеческого бытия

Третьим - с существующих "трех миров" - есть символический мир, который отождествляется Сковородой с Библией

Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек осуществляет прекрасные поступки и счастливая только тогда, когда она согласует свое поведение и образ жизни со своими естественными склонностями

В философском учении о самая важная для современности есть тезис о счастье человека и человечества вообще. У Сковороды счастье человека не связывается со все более повнишим задовольнянням ее нужд

У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через выражение Сократа: "...Другой живое для того, чтобы есть, а я - им для того, чтобы жить. …" - которым Сковорода открывает свой трактат под названием "Икона Алкивиадська". Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает человеческую "природу" от примитивного ее сведения к потреблению и пользе. Сам он избрал такой образ жизни, который с его слов помогал ему "не жить лучше", а "быть лучше". Стремление "быть лучше" он связывал с понятием "чистой совести": "лучше час честно жить, чем сквернит целый день".Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда Сковорода определяет самую суть "честной жизни" и "чистой совести". Оказывается эта суть раскрывается через трудовую деятельность человека. У Сковороды не всякая работа ведет к честной жизни и чистой совести. У него работа - это не обязанность, не долг, не принуждения (как общество считает сегодня), а, наоборот, свободный поезд человека. Процесс работы рассматривается как наслаждение и ощущения счастья даже независимо от его результатов. Такой работе Сковорода дает определение "родственная". Разделение людей, которые занимаются "родственной" и "неродственной" работой - это и есть самая глубокая мысль, на которую можно опираться при решении современных проблем человечества. Мысль о том, что счастье человека заключается в работе, и что она сделала обезьяну человеком, посещала многих философов и раньше. Но определение работы из позиций источника свободы и счастье, или источника страдания и несчастье людей встречается довольно редко. У Сковороды впервые эта тема определилась как главная и в литературных произведениях, и в философских трактатах. Все его творчество выходит из понимание того, что человечество может объединить только работа с общественной пользой и личным счастьем - "родственная" работа. Работа же "неродственная" - источник деградации и человека, и человеческого общества





Вернуться назад