Григорий Сковорода и его наследство

Главная - Украиноведение - Григорий Сковорода и его наследство

Имя украинского философа и поэта-баснописца Григория Савича Сковороды (1722 - 1794) занимает очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов. Его философская система не только оригинальная, но и довольно современная, особенно интересным выдается его учение о человеке и его месте на этом миру

Аким же был путь этого мудреца к философии? Какое наследство оставил нам?

Путь Г. С. Сковороды в философию был длинным. С 72-прожитых х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этой странствию в оскорблении "старца" - бродячего философа-наставника

Григорий Савич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет (с перерывами) он учил в Киево-Могилянской академии. Потом находился в придворной капели в Петербурге. В составе посольской миссии был несколько лет в Венгрии. По возвращении работал преподавателем - сначала в Переяславський семинарии (излагал поетику), а потом в Харьковском коллегиуме (читал курс лекций по этике). Из Харьковского коллегиума он был изгнан за прочитанный им курс "христианской гречности", концепция которого не совпадала с официально-церковной. За годы, израсходованные на обучение и преподавание, у него не только нагромождался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, ему проблем

Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием объединения двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной обстановки, которая резко меняется - из другой. Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос, он писал стихи, составлял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию

Своеобразность исторического момента заключалась в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, который супроводився моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной спорожненистю.

Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которая потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что при отрицательном отношении к миру, который вяз в корыстолюбии, он избрал такую положительную форму борьбы со взлом, при которой центр бремени из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали

Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сампроповидував.

Что касается учения о человеке, то Сковорода прославляет человека "малых желаний" и ограниченные материальные нужды. Уже в баснях звучит один из его главных философских принципов. Его суть составляется в признании законными и естественными только тех нужд и стремлений человека, которые отвечают естественной, а не социальному отличию людей

Формально философская система Сковороды укладывается в один строку. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров". Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно из трактата "О Бог": "...Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, вторая - невидимая. Видимая натура носит название тварь, а невидимая - Бог. ... в старинных [людей] Бог носил название “ум всемирный”. Ему в них были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и др. А в христиан известнейшие ему имена такие: дух, Господь, царь, отец, ум, истина. ... Что же к видимой натуре, то ей также не одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и др. ...".

Вопрос о Бог, который составляет первооснову всего сущего - "высшую всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, есть одним из основных вопросов в философской системе Сковороды

Разберем теперь, что же перепрятывается под существованием "трех миров", каждый из которых также владеет двумя натурами - видимой и невидимой

Первым и главным свитом у Сковороды есть вся Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает в себя все родившееся в этом большом мире, составленному из параллельных бесчисленных миров. В этом миру нет ни начала, ни конца - он вечный и безграничный. Целью познания этого мира есть не описание отдельных предметов, а раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего значения, так как через внутреннюю суть отдельных вещей можно постигнуть "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.Вторым с "трех миров" есть малый мир - микрокосм - мир человека. Обратимся к трактату под названием "Симфония, названная книга АСХАНЬ, о познании самого себя". В этом трактате от лица одного из действующих лиц - "Вторая" - задается вопрос с дальнейшим на него ответом: "...А что же такое человек? Что бы оно не было: или дело, или действие, или слово - все то марнота, если оно не получило своего осуществления в самом человеке. ...вся эта ризновида плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость сходится в человеке и пожирается в человеке. …"...".p>