СЕРГЕЙ ЕФРЕМОВА - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЕ


Путь формирования отечественной политической элиты был довольно сложным, а потому, разумеется, вызывает сегодня среди ученых дискуссии. Довольно тяжело проследить становление элиты Украины на протяжении всей ее истории. Удачным, как нам выдается, есть подход к проблеме Б.Кухти, который выделяет три этапа существования украинской политической элиты. К первый он относит период Киевской Движении и Галицко-Волынского государства. Второй исторический этап существования украинской элиты приходится на XYII - XYIII ст. С концом XIX ст. он связывает начало третьего этапа, прерванное созданием нового государства - СССР [1]. Именно на третьем этапе мы и остановимся, чтобы выяснить, которой же была украинская элита этого периода, и, в частности, ее видный представитель Сергей Ефремова

На изломе столетий к немногочисленной собственно украинской элите принадлежали представители буржуазии, землевладельцы, финансисты, экономисты, враче, инженеры, преподавателе высших и средних учебных заведений, профессура университетов. Причем многие из них были выходцами из священицьких родин и казацкого состояния (т.е. потомками представителей украинской элиты предыдущего этапа создания государства [2]), которые становились лидерами политических партий, общественных объединений, носителями идей национального возрождения и создание украинского государства. Именно этой элите, которая в начале 1917 г. составляла лишь 3% население [3], удалось пробудить национальное сознание народа, побуждать его к борьбе за восстановление собственной государственности, ведь "крестьянство и рабочий класс в своей массе накануне революции не знало прошлого украинского народа, было национально полно несознательным" [4].

К когорте таких известных и знаемых людей принадлежал и Сергей Ефремова. В этой статье главное внимание мы сосредоточим на тех периодах его жизненного пути, в которые формировался его мировоззрение, происходило становление его как личности, разворачивалась деятельность, связанная с образованием украинской государственности, рассмотрим те моменты биографии, которые характеризуют его как представителя украинской политической элиты своего времени

В пантеон выдающихся деятелей украинской культуры Сергей Александрович Ефремова (1876-1939) вошел прежде всего как выдающийся знаток украинской литературы и языка, как историк литературы и литературный критик. Большинства наших современников он знаем как автор известной "Истории украинского писательства". Но кроме научной работы он активно занимался и политикой в пидросийський Украине. В украинской истории С.Ефремов остался как общественно-политический деятель, который принимал участие в учреждении и работе Общей беспартийной украинской организации, Украинской радикально-демократической партии, Общества украинских постепеновцев, как государственный муж, поскольку в свое время был заместителем председателя УНР, членом правительства УНР, в конце концов - как блестящий публицист, редактор и сотрудник целого ряда газет

Национальное самосознание, которое со временем превратилась в жертвенный патриотизм, юный Сергей, сын священника, приобретал своими силами, подкрепляя ее идеями из раздобытых украинских книжек и встречами с украинскими деятелями. Это самоосознание себя украинцем созрело и закрепилось в Киеве, куда Ефремова, покинув отчий дом, переехал учить, сначала в духовной семинарии, потом - в Киевском университете Св. Владимира на юридическом факультете (1895-1901). Именно в Киеве формируются его политические вкусы под влиянием лекций, докладов, встреч с известными деятелями украинской истории и культуры - М.Грушевским, В.Антоновичем, О.Кониським. В 90-х гг. XIX ст. украинская интеллигенция "помирковано-культуротворчой ориентации" [5] сплачивалась вокруг русскоязычной газеты "Киевская старина", который, тем не менее, отбивал украинскую национальную позицию. Среди представителей этого кола деятелей С.Ефремова выделял О.Кониського, с которым более всего и сблизился, и какой пруд для него образцом патриотизма и гражданских добродетелей, разбудил у него интерес к шевченковедению.Сергей Александрович воспринял идеалы драгомановського социализма, который основывался на гуманизме и этическом понимании общественной справедливости. Ему импонировала мысль Драгоманова о том, что "социялизм может справдитися в жизни только на грунте широкой политической воли и глубокого демократизма и что без этих обстоятельств не может даже быть успешной пропаганды идей социялизму" [6]. Прикметно, что либеральный национализм, окрашенный драгомановським социализмом и демократизмом, увлечение украинством вывели Ефремова из-под влияния марксизма. Он не обольстился марксистскими идеями. Его мировоззрение, которое в целому испытал разнообразных философских, политических и литературных влияний, сформировался как мировоззрение социалиста-украинца, что и отразилось в его политической и публицистической работе. Поэтому одно из основных задач своей деятельности С.Ефремова определял так: "и наша собственная выгода, и справедливость требуют того, чтобы мы снова все возвратили к своим корням... Мы должны стать украинцами... мы должны перестать стыдиться своего рода, своей породы, и возвратиться к своему народу и заботиться, чтобы и он имел одинаковые права со всеми другими народами на миру" [7].

Приобщившись во времена обучения к политической жизни, С. Ефремова в 1897 г. принимает участие в создании тайной Общей беспартийной украинской организации (ЗБУО) и погружается с главой в работу издательского кружка, основанного ЗБУО. Этот кружок, под названием "Возраст", постепенно превращается в мощное общество, в котором Сергей Александрович исполняет обязанности заместителя председателя издательской комиссии, и направляет ответственную редакторскую работу по 3-упорядочению томной антологии "Возраст", посвященную столетию украинского писательства





Вернуться назад