Сокровища скифских курганов


Скифы - это волевой, сильный, мудрый народ. Они пришли к Северному Причерноморью из глубин Средней Азии в VII столетии к н.э. и жили здесь к III столетие н.э. Тысячу лет история этой земли была связана с их именем. Со временем скифы рассеялись среди других народов, смешались с сарматами, готами, славянами. Но интересно, что даже летописец Киевской Движении называет территорию, где жили славяне, Большой Скифиею, настолько длинной была память о них

Между 455 и 445 годами к н.э. Скифию посетил древнегреческий историк Геродот и посвятил ей большую часть четвертой книги своей замечательной «Истории». Но Геродот писал ее в V столетии к н.э., а высочайшего расцвета Скифия достигла в IV столетии к н.э. У нас почти не осталось от этого времени письменных источников, но зато сохранилось множество могил. Погребение и простых скифов (над ними тоже насыпали небольшие курганы), и скифской знати, царив. Это курганы, которые достигали иногда 20 и более метров в высоту. Правда, настолько больших курганов всего пять. Очевидно, они принадлежали верховным скифским царям. Четыре из них ныне раскопанные и один стоит еще нетронутый

Наиболее знаменитые из них - курганы Чортомлик и Солоха в Приднепровье, Куль-Оба возле Керчи. Раскопано более двадцати курганов меньших размеров с погребениями, очевидно, членов царской семьи или скифской знати

Курганы воплощали в себе образ Вселенной, их полусферическая форма понималась как небесная сфера, а каменное кольцо по подошве (кромлех) служило границей между миром живых и умерших. Курганы были олицетворением принадлежности земли предкам, они неоднократно использовались для погребений и включали в себя культовые сооружения - алтари, жертвенники, площадки для отбытия тризны. Вместе с тем курганы обозначали границы расселения отдельных племен, они протягивались вдоль давних путей, которое дает возможность изучать по ним старинную топографию

На территории современного Днепропетровска к XIX ст. существовало большое количество курганов. Лишь в нагорной части на месте современной Национальной горной академии, Соборной площади, на углу ул. Баррикадной и проспекта К.Маркса исследовано больше 10 курганов. Цепочки курганных насыпей тянулись вдоль днепровских берегов вблизи Мандрикивки, Рыболовецкого, Игрени, современного же/г "Тополь", Южного машиностроительного завода, аэропорта. Во время раскопок двух огромных курганов под названием "Близнецы" открыто около 30 ризночасових погребений. Умерших сопровождали луки и крем'яни стрелы к ним, разнообразная посуда и украшения. Во многих погребениях взрослых помещено детские, в чем усматривают свидетельство существования патриархальной (родительской) родини, в которой жизнь и смерть ребенка зависели от воли отца. В кургане "Сторожевая могила" на территории Днепропетровского аэропорта украинским исследователем О.И.Тереножкиним найдено первый в Восточной Европе чотириколисний тележка, которая сопровождала погребение пожилого мужчины. Появление колесного транспорта связывает с племенами ямной культуры Степи, носителе которой за языковым признаком принадлежали к давньоиндоевропейськой сообщества

Общие разрезы кургана "Толстая Могила":

1 - поверхность кургана; 2 - старинный чернозем; 3 - кромлех; 4 - глиняные выбросы из гробниц; 5 - материк; 6 - реконструкция первоначальной насыпи

Известнейшей находкой со скифских курганов есть находка скифской пекторали весом 1150 грамм и 2300 лет давности. Ее было найдено в 1971 году в Толстой Могиле (см. рис.)

Пектораль со скифского кургана Толстая Могила

Время словно бы не затронуло произведение искусства, созданное в начале IV столетие к нашей эре: пектораль (ее вес 1150 граммов) изготовленная практически из чистого золота - материала, не подвластное времени

Понятие «пектораль» ввели в обиход французы во время раскопок египетских пирамид. Так назвали большое золотое нагрудное украшение, широко распространенную на Давнем Востоке. У скифов она встречалась довольно редко. Но если предыдущие находки такого рода представляли собой простые золотые пластины, то пектораль из Толстой Могилы - это сложное высокохудожественное произведение, в котором возле 50 персонажей - фигурок людей, животные, птиц, насекомых, - выполненных в технике высокого рельефа, почти полной скульптуры

Основу - каркас произведения - составляют четыре крученых пустотелых жгута, которые разделяют поле пекторали на три месяцеподибних ярусы. На нижнем из них представленные сцены борьбы животных: нападение грифонов на коня; лева и леопарда - на дикого кабана и оленя; погоня собаки за зайцем. Даже стрибунци показаны так, словно сидят против друг друга в угрожающей позе





Вернуться назад