ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА

Главная - Украиноведение - ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА

Много в Украине праздников, но все же таки найпоетичнишим праздником, который широко отмечалось в прошлом и отмечается сейчас на Украине, следует считать Ивана Купала (Купайла). Начинается оно в ночь на 24 июня

Это день пожилого сонцевороту, который совпадает с Рождеством Ивана Крестителя. Имя же празднику дал Купало - языческий бог земных плодов. Когда-то ему приносили в жертву хлеб - главный дар украинской земли. И уже много лет этого идола никто не вшановуе, о его божественной сути забыли, а самого превратили в чучело

Главные атрибуты праздника - это Купало и Марена. Поэтому к этому святая молодежь заранее старательно готовится: делает чучело, готовят деревца (называют их «Мареной» или «Купалом»), плетут из живых цветов венки, собирают хворост, готовят снопе соломы на костер. За обычаем, это две уквитчани ветви, подобный человеческим фигурам. Вокруг чучел молодежь водит таночки и поют ритуальные купальськи песни

Девушки плетут венки из полевых цветов и перед закатом солнца собираются на выгонах возле рек

Вечером или уже поздней ночи девушки пускают на воду сплетенные ими венки с приспособленными зажженными свечками. Существует примета: если венок плывет хорошо и свечка горит, то девушка в течение года выйдет замуж, а если крутит на месте - придется ей еще немного дивувати. Если венок отплывет далеко и пристанет к какому-то берегу, из той стороны и придет жених девушки

Часто ребята стараются зловити венки девушек. Двийко зазделегить договариваются о том, которым будет венок. Каждая девушка плетет его так, чтобы можно было узнать: вплетали яркую свечку, или большой цветок. Если мальчику удается зловити венок любимой, доставшись к нему вплави или на лодке, это считается доброй приметой для их дальнейшей общей судьбы

Ребята приносят только что срубленную развесистую вербу. Это -- Купайло, что постепенно превращается в Марену: "Круг Мареноньки ходили дивоньки...” ЕСТЬ и кое-что более поздний традиция, когда роль Купайла выполняет красивая девушка в венке, который раздает венки другим девушкам, которые танцуют вокруг нее и гадают. Потом девушки втекают от Купайла над воду --"завораживать себе красоту". Затем наступает интереснейший для парней, которые затаились неподалеку, момент. Главное -- не спешить... Девушки раздеваются и, петь, обливаются водой. После чего пускают на воду венки и следят: в какую сторону поплывет, оттуда будет судимый

Вечером, когда за горизонтом пряталось солнце, а на небе появлялись бриллианты звезд, молодежь собиралась на условленном месте (большей частью недалеко от реки, на опушке или в роще) и вокруг «марены» начинали водить хороводы. Основной темой этих хороводов является любовь. В отличие от весеннего цикла хороводов на Купала их выполняют девушки и ребята вместе. Обязательно раскладывается большой костер, через который прыгают девушки и ребята поодиночке или в пари

Танцующее пламя этого летнего вечера выглядит сказочно. Купальське костер согласно пересказам имеет большую мифическую силу. Через купальське костер прыгают все, проходя таким образом своеобразный ритуал ощищення. Пары, которые любятся, должны прыгать вдвоем. Считается, что и пара, которая не разнимет рук, перепрыгивая через костер, согласие и побреться.

О выполнении петривчаних песен и хороводов в ночь под Ивана Купала Е. Линьова писала: «В конце концов начинает смеркатися: легкий туман спускается на горы. Отдельные группы девушек появляются на горах, на разной высоте. Вот молодой, сильный и низкий голос запевает песню:

И малая ночка Петривочка,

Не виспалася наша дивочка.

Запение подхватывают другие голоса, звонкие, чистые, бесконечной силы и энергии. Спива уже не одна группа, - своеобразная мелодия, от которой веет чем-то архаическим, будто бы вызвала в ответ другу песню, третью, четвертую. Теперь уже поют всюду, на горах, к самым вершинам, которые теряются в лесе. Оригинальной многоголосной фугой звучит песня... в тумане на горах группы молодежи двигаются и поются

Те хороводы, которые выполняла молодежь на праздник Купала, отмечаются одной важной особенностью, а именно: водили эти хороводы вокруг марены или костра. Эта, на первый взгляд, незначительная деталь предоставляет им специфического национального колорита, ярко подчеркивает их поэтическую сторону. Известно также и то, что молодежь охотно прыгала через костер. Конечно, далекие наши предки этому действию придавали обрядовое значение. Так, считалось, что когда девушка и мальчик, которые любятся, ввзявшись за руки, прыгают в пари через костер и их руки остаются соединенными, то они, поженившись, вся жизнь проживут вместе. Тем не менее в этом зрелище можно видеть и другая сторона - спортивный. Кожний старался прыгнуть через костер как можно выше и как можно дальше, не забывая и о том, чтобы прыжок был красивым.Часто на праздник Купала молодежь приглашала музыкантов-исполнителей на народных инструментах, которые на скрипке, цимбалах, свирели отдельно взятых или в ансамбле вместе с бубном сопровождали песенную мелодию. Жвавише вился хореографический рисунок танка, удобнее и легче становилось петь его участникам. Но наивеселее проводила молодежь сдачу праздника в танцах, которые организовывала после хороводов. Весело щебетала скрипка, которой вторила басоля, упорно выстукивал бубен... В ночной тьме, над долиной, из которой виднелся костер, звучала мелодия гопака или казачка, кто-то подпевал трендичку. В танце кружила молодежь. Слышать было веселый смех, шутки, остроумные словца... Молодежь веселилась к рассвету. Здесь важно отметить, что когда-то, в седую давность, веснянки и хороводы имели обрядовое значение и по традиции, которая. составлялась возрастами, выполнялись в соответствующую пору года. Первым ощутимым нарушением их традиций было выполнение, бытовых танцев: гопаков, казачков, триндичок, коломыек в сопровождении инструментальной музыки. Вкрапление бытовых танцев в обряд постепенно изменяли его начальное значение. Обрядовая церемония, художественные средства, произведения, которые входили в репертуар, остались в памяти народа как неотъемлемая часть зрелища, Так, в частности, начали рассматриваться народом «марена» костер, вокруг которых пели песен, водили хороводы, танцевались