История Кирилло-Мефодиевского общества

Главная - Украиноведение - История Кирилло-Мефодиевского общества

История

Кирилло-Мефодиевского общества

Кирилл и Мефодий, православные святые, миссионеры, покровителе Европы, брать: Кирилл, бл. 827 - бл. 69, творец найстаришого церковнославянского письма (глаголица); Мефодий, 820-85, архиепископ Морави, ввел к литургии славянский язык; сыграли выдающуюся роль в развитии славянского писательства и культуры

Коротко:

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО (братство) - тайная политическая национально-патриотичная организация (декабрь 1845 - март 1847, Киев). Основатели: В.Билозерський, М.Гулак, М.Костомаров. Со временем к ним присоединились 9 лиц, среди них Т.Шевченко, П.Кулиш. Связи с К.-М.т. поддерживали еще около 100 человек. К.-М.т. ставило главной целью достижения государственной независимости Украины в федеративном союзе таких же независимых славянских держав. "Братчики" выступали за свержение самодержавия и ликвидацию крепостничества в Русской империи. Составленная коллективно программа общества "Книга бытия украинского народа, или Закон Божий" в 109 положениях с помощью поучительных-религиозно-поучительных и историко-публицистических аргументов доказывала право украинского народа быть инициатором борьбы за национальное и социальное освобождения славянских народов с объединением их новообразованных демократических

республик в федеративный союз. Права и обязанности членов К.-М.т.

регламентировались уставом. Общественную работу кирило-мефодийвци сосредоточили вокруг образования народа и подъем экономики Украины, издание популярных книжек, внедрение широкой сети начальных учебных заведений, готовили агитационные воззвания с призывами разворачивать национально-освободительную борьбу. Арестованные царскими властями, которые усматривали в К.-М.т. опасную антиправительственную организацию, за приговором, утвержденным Николаем И, все 12 "братчикив" были наказаны ссылкам в разные места империи

- - -

Первое официальное упоминание о Кирилло-Мефодиевское общество связанная с доносом, когда в марте 1847 г. студент Киевского университета Алексей Петров донес царским властям о тайном обществе, которое он случайно проявил. Полиция сразу же арештувала ведущих членов этой группы и доставила их в Петербург. В результате усиленных допросов власти узнали о существовании Кирилло-Мефодиевского общества - первой на Украине организации политического направления

В скором времени стало очевидным, что опасение властей относительно наличия широкого подпольного движения были преувеличенными. Общество составлялось всего из десятка активных членов и нескольких десятков сочувствующих. К группе входили молодые представители украинской интеллигенции во главе с Николаем Костомаровым (одаренным историком и преподавателем университета), учителем Василием Билозерським (выходцем из дворян) и Николаем Гулаком (мелким, но высокообразованным чиновником). Хотя два других интеллигенты - преподаватель гимназии и писатель Пантелеймон Кулиш и уже хорошо знаемый поэт Тарас Шевченко - поддерживали с обществом не очень стойкие связи, их также арестовали. Общество было не только малочисельним, а и ограниченным в своей деятельности. На протяжении приблизительно 14 месяцев его существования «браття» собирались несколько раз на продолжительные философские и политические дискуссии (во время одной из них в самый раз и присутствовал доносчик Петров) и подготовили ряд положений своей программы

Важнейшие из этих положений, сформулированных Костомаровым, содержались в произведении под названием «Закон Божий (Книга Бытия украинского народа)». Написанный в духе романтизма и идеализма того времени, пронизанный почитаниям христианских ценностей и панславянскими элементами, это произведение, которое испытало сильное влияние польских моделей, призвал к перестройке общества на началах справедливости, равенства, свободы, братства. Среди предлагаемых в нем конкретных мероприятий были отмены крепостничества, ликвидация юридических отличий между состояниями, доступность образования для масс. Национальный вопрос, который со всей очевидностью привлекло наибольшее внимание общества, относилось на широкий контекст панславинизму: «Все славянские народы имеют право свободно развивать свои культуры и, что важнее, они должны образовать славянскую федерацию с демократическими институтами, аналогичными тем, что есть в Соединенных Штатах». Столицей федерации должен был стать Киев

Первой по пути создания федерации должна была пойти Украина, которую Костомаров и его единомышленники считали вместе с тем и наиболее придавленной, и наиболее егалитарною среди всех славянских обществ - из-за отсутствия в ней знати.Подобный Христовому, воскресение этой страны описывалось в псевдобиблийному стили: «И разрушили Украину. Но то лишь казалось... так как голос Украины не смолк. Встанет Украина из своего гроба и призовет братьев-славян; услышав ее призыв, восстанут все славяне... и станет Украина самостоятельной республикой в славянском союзе. Тогда все народы будут указывать туда, где на карте размещенная Украина, и будут говорить: «Смотрите, отброшенный строителями камень стал краеугольным камнем». Такое мессианське видение будущего Украины в рамках федерации хотя и опиралось на чрезмерно идеализированную картину ее прошлого, но исключало идею ее полной независимости. Подавляющее большинство членов общества, за исключением Шевченко и еще нескольких, сомневались в способности своих «мягких» и «поэтических» соотечественников существовать независимо.