Украинцы о семье, роде и родственном воспитании


С ДАВНИХ ВРЕМЕН среди украинцев возник и утвердил взгляд на семью и род как на святыню, а на воспитание детей - как на святую обязанность родителей. Поэтому эти, как и все другие особенно важные объекты, у наших предков имели свои опикувальни божества - Род и Рожаницю, олицетворение рода, единства потомков одного предка, утверждение необходимости продолжения человеческого рода. Оба божества шли непосредственно за главными славянскими богами - богом грома и молнии Перуном, солнца и светлая - Дажбогом, неба - Сварогом, огня - Хорсом.

Не будет преувеличением сказать, что рядом из божественим культом Солнца, Неба, Воды, Земли, Хлеба в сознании нашего народа возрастами живое культ Матери, Семьи, Рода, и это наследуется из поколение у поколение. Род имел свои традиции, уважал своих предков, и в этом почете воспитывал молодое поколение. Когда рождался ребенок, ее у связь рода принимали отдельным обрядом. Еще более сложным был свадебный церемониал, которым объединяли молодую пару с двух родов. Живучесть этих обрядов, главные элементы которых сохранились в обычаях украинцев и по сей день, удостоверяет особенно важное значение их для социальной педагогики. Влиятельное действие народных традиций полностью сливается с самой сущностью украинской етнопедагогики, в частности ее гуманистическим направлением, нацеленным на манифестування вечности жизни и неразрывной наследственности духовных достояний мертвых, живых и неродившихся поколений. Силу ее психолого-педагогического механизма с глубокой проникновенностью показал Михаил Коцюбинский в своей знаменитой повести «Тени забытых предков».

Самое слово «семья» в ежедневном общении украинцев репрезентует брачное супружество (мужчины и женщину), детей и других близких родственников, которые живут вместе. Величие и красота ее поднимаются вплоть до неб как признак особого авторитета и роли в жизни каждого человека средствами такого, например, персонифицированного образа:

А в том сада три теремка:

В первому - красное солнце,

Во второму - ясень месяц,

А в третьему - мелкие звезды

Ясень месяц - господин хозяин,

Красное солнце - жона его,

Мелкие звезды - его детки

Полное счастье человека без семьи, без домашнего уюта немыслимое. Именно поэтому такую идею провозглашает одна из известных украинских народных песен:

У соседа дом белый,

У соседа женщина мыла,

А у меня ни избушки

Нет счастья, нет женщины

Эту мысль утверждают также народные афоризмы: «Без семьи нет счастья на земле», «Из родини идет жизнь человека».

Взгляды на семью у украинцев тесно связаны с оценкой рода - кровной и свояцькой единства ряда поколений, которые генетически происходят от одного предка, всех родственников, родных. А отсюда и распространенные среди народа стойкие выражения типа: «вести род», «из рода к роду», «от рода в род» - во всех поколениях, из поколение у поколение, от отцовский до детей; «из самого рода» - от рождения. Когда кому-то судилось что-то от рождения, говорят: «Так на роде написано». Одинокий человека, который не имеет ни родителей, ни родственников, характеризуют: «ни рода, ни племени», «ни рода, ни плода». Когда же кто-то очень похожий на кого-нибудь внешностью, привычками и манерами, делают замечание: «Один род, один плод». Этим заверяется понимание роли наследственности, или, как теперь принято толковать, сохранение генетического кода





Вернуться назад