Христианские праздники и обряды

Главная - Украиноведение - Христианские праздники и обряды

Каждая нацiя, каждый народ имеет свои обычаи, обряды, которые упрочились на протяжении многих столiть i освяченi вiками. Обычаи народ - это тi приметы, за которыми вирiзняеться народ не тiльки в современному, а i в его iсторичному прошлому

С давнiх-давен в славянских народiв первым рiчним праздником считалась весна. Как тiльки-но сходил снiг, люди выходили у поля i спiвали веснянки

Людинi хотiлося как можно быстрее прогнать зиму с ее злыми морозами, длинными ночами i приблизить желательную пору - весну. Когда хлiбороб вiдчував радiсний неспокiй, вызванный началом полевых робiт, майбутнiм урожаем, приплодом скота. Для этого из снопа соломы делали чучело, которое iмiтувало зиму - смерть, сжигали его, а потiм бросали в воду. За народными вiруваннями это должно было ускорить прихiд весны i бегство зимы. Такой обычай очень давнiй, вiн был распространен во всiх регiонах Украины

В такой день на выгонах гуртами собиралась молодежь, спiвала, танцевала, шутила. С усiх куточкiв села полился, нiби перекликаясь, чарiвний мотив весенней пiснi:

Ой весна, весна, днем красная

Что ты нам, весно, принесла?

Отдельный цикл величальных пiсень, приуроченных к зимним праздникам составляют колядки и щедрiвки. Колядки выполнялись пiд время Рiздва. Молодi люди, преимущественно хлопцi, собирались "дружиной", выбирали ватага - "березу", приглашали музыки i обходили всi дома села с пiснями i величаниями господарiв, за что получали подарки. Вместе iз спiвом колядок вiдбувалися i народнi iгрища и спектакля - "Коза", "Плуг", "Зiрка".

Щедрiвки спiвали перед Новым годом дiвчата i дiти перед вiкном односельчан

Основной змiст зимних обрядовых пiсень заключается в пропонуваннi доброго будущего урожая

Деякi новорiчнi обряды непосредственно вiдтворювали хлiборобську работу: хлопцi вносили в дом плуг i показывали нiби пашут ниву i сiють зерно, которое также пророчило добрый урожай. Особенно ярко выступает аграрно-магiчна основа в обрядовых дiях, что сопровождали зимовi праздника. Водiння козы, медведя, тура, ряження у маски i перевдя-гання имеют правдиво тотемiчну основу i свiдчать о глубокой архайчнiсть обряда

Святой вечiр. Так называют новорiчне праздник, преисполненный мудрой народной фiлософiй, искренней доброзичливостi, чарiвной загадочной красоты. Оно и нинi, несмотря на науково-технiчний прогресс, не застарiло в своих основных выразительных формах - колядках и щедрiвках и несет в собi глибокi благороднi чувство почета к человеку, ее працi, к хлiба, народной пiснi. Именно этим i обусловленное внимание нашей громадськостi к новорiчних праздников. Оно выражается в вiдповiдних государственных документах, в призывах дiячiв культуры вiдродити незамуленi источника народоведения

За семь с половиной километров на юг от Иерусалима в маленьком городке Вифлиеми (Бейт-Лехем «дом хлеба» с еврейской) почти две тысячи лет тому Дева Мария «породила своего Первенця Сына, и Его спеленала, и к яслям положила Его, так как в заезде места не стало для них» (Луки, 2.7). Мужчина Марий-Йосиф назвал мальчика Иешуа (греческая форма имени Исус), что древнееврейской означало «Спаситель». Так как еще задолго к появлению ребенка на мир извещал Йосифу ангел небесный: «И уродит она сына, ты же дашь ему имя Исус, так как спасет он людей своих от их грехов» (Матвея, 1,21).

Богонемовля еще тихо спало себе на сене в яслях убогого вертепа - пещеры для удержания скота, а весь окружающий мир уже изменился. Новая яркая звезда появилась на небе и повела трех мудрецов из Востока к Исусу. Ангел сошел на поля вифлеемские, и удивленные пастухи поспешили поздравить дитятко Бог, так как услышали: «Сегодня в Давидовим городе родился для вас Спаситель, который есть Христос Господь» (Луки, 2, 12). Мир изменился, так как просветлели сердца человеческие, и была в этот миг радость на небе, «и на земле мир, в людях добрая воля!» (Луки, 2,14).

Так повествует о рождении Исуса Христоса Библия. Из древнейших времен в память об этом событии 7 января празднуют православные христиане Рождество Христовое

В бытовом крестьянском календаре украинцев XIX- начала XX ст. зимние святки - наилучшее, важнейшее событие года (по своему значению они почти не уступали Великодню - наибольшему религиозному святую православных).