Костюм и его значение в раскрытии образов хореографического произведения

Главная - Украиноведение - Костюм и его значение в раскрытии образов хореографического произведения

Русский писатель Л. Толстой сказал :”Каждый полноправный член общества должен знать три истины: свой язык, веру и культуру.” Творцом украинской культуры есть наш народ, который оставил в наследство богатый фольклор : песни, думы, танце, обряды , в которых виддзеркалювалося жизнь народа

Культура этот^-это-народ-это его память. Мы, должны восстанавливать духовные, моральные ценности наших традиций, которые теряются. Найстрашнише для это духовный кризис народа, который не знает своей истории, культуры, языка. Несмотря на все тяжелый времена, который испытал украинский народ на протяжении многих возрастов, он сохранил и донес к нам сокровища народного творчества, духовную и материальную культуру, которую создавали наши предки

Ценность и богатство культуры народа, который заселял территорию настоящей Украины еще в VII-Х ст. к н.э. отображено в воспоминаниях и записях арабськихмандривникив.

Устной летописью седой давности нашего народа, который передавался из поколение у поколение, есть кобзарские песни, думы и легенды

Немецкий поэт Фридрих Боденштедт в 1845 г. В книжке „Die poetische Ukrain” писал: „ Народ, который сложил такие замечательные и волшебные песни, сохранил их на протяжении своей суровой и тяжелой исторической жизни и отчасти до сих пор в них любится, - такой народ имеет большую духовную силу и моральный вес.”

В 1816 году в Англии вышел сборник украинских народных песен, в котором автор предисловия писал, что „украйна является колыбелью народных мелодий.” А А.Мицкевич , читая лекции парижским студентам Украину назвал „столицею лирической песни, которая отсюда расходится по целому миру”.

Самобытная культура Украины, в которой воплощена многогранная жизнь народа, нашла свое отображение в народной хореографии. Если композитор воссоздает свою страну в звуках музыки, художник изображает в своих полотнах, то балетмейстер раскрывает душу своего народа в танце, который тесно пов”язаний с музыкантом, одеждой, которая взаемозбагачують одно одного

Одежда, как и музыка, помогает раскрыть танцевальное движение, характер и образ танца, расположение духа, предоставляет эмоциональности. Одежда -- явление материальной культуры, которое формировалось в зависимости от географического положения, естественных условий, условий жизни и эстетичных вкусов. В нем много элементов вышивки, которая является оберегом, ткачества, украшений, разновидности покроя, пропорций. Каждая деталь костюма должна быть подчинена цвету, орнамента и традиционным манерам одеваться соответственно этническим требованиям. Одежда должен составлять одну прекрасную композиционную целостность

Пересмотрев выступления народных коллективов и государственных ансамблей, которые принимали участие в конкурсе, 100-посвященному вещью П.Вирського, тешит тот факт, что ряд коллективов продемонстрировали высокое мастерство, профессиональность. Эти ансамбли удачно объединяли танец, музыку, одежда, пошитая за образцами давней одежды своего региона. Но досадно за тех хореографов, которые не изучают историю национальной одежды Украины и даже того региона, который представляют. И как результат - большая эклектика в сценических костюмах цихколективив.

Если это фольклорный аутентичный танец, то костюм должен отвечать не только этнической группе, но и эпохе, в которой он зародился. Если танец является интерпретацией самого балетмейстера, тогда стилизация сценической одежды должна отвечать требованиям национальной принадлежности

Для примера возьму украинскую блузку в красные цветы (мальвы), которую шьет Киевская фабрика художественных изделий. Она закрепилась во многих коллективах Украины. Такая блузка характерная для Восточной Украины. Но ее часто используют и в коллективах Западной Украины при выполнении гуцульских песен и танцев

Хоровые ансамбли часто используют поясную одежду - длинную красную или синюю горботку или плахту с большими нашитыми ромбами, однотипные горсетки и главные уборы одного покроя. Досадным есть и такой факт: блузка - с одного региона, рубашка - со второго, а плахта, горботка или запаска - из третьего. Некоторые коллективы шьют одежду, которая по своей сути далеко отходит от этнографической действительности. Недопустимо, но, к сожалению, прослеживается такое несоответствие даже в некоторых государственных ансамблях. Такая надуманная, примитивная стилизация свидетельствует о безвкусице, небрежном отношении балетмейстеров к многовековым высокохудожественным достояниям нашего народа. Больше того, такая эклектика обедняет ярко-колоритная одежда, викривлюе традиции национальной одежды