Писанкарство на Коломийщини


ВСТУПЛЕНИЕ

Я хочу рассказать вам о диво-дивнее украинского народного прикладного искусства - писанку

Удивительно красивые, прекрасные, цветистые, волшебные - и еще каких слов нужно подобрать, чтобы срисовать всю ту красоту, которая излучается с великоднихписанок.

В седую давность человек жил в тесной связи с окружающим миром, который был наполненный дивами. Существуя в гармонии с природой и по ее законам, человек очень поэтически воспринимал ее предметы и явления, оживляла их в своем воображении, веруя, что и они все существуют по собственным законам, наполненные таинственной, могущественной силой. Живыми становились Земля, Вода, Огонь, Солнце, Зори и т.п.. Не все в этом мире было понятно для человека: дождь, буря, засуха, молния, зима, весна, лето, осень. Они откуда-то появлялись, хорошо или скверно влияя на жизнь человека. Стараясь найти общий язык с окружающим миром, человек начал рисовать символы-знаки-символы, начала свой художественный реестр дивосилам природы. Такие символы мы и видим на писанках, коврах, гончарных изделиях, ювелирных украшениях, вышивках и других произведениях народно-прикладного искусства

Традиционно писанки в Украине рисовали целую весну - от Колодия и к Зеленому Воскресенью. К каждому праздника писанки мусили иметь свой цвет и отличаться узором. На Колодия рисовали «солнышко», «розы» на желтом фоне. На Пасху яйца красились преимущественно в красный цвет, на Зеленое Воскресенье рисовали разнообразные листочки в объединении с солнышком и цветами на желтом фоне. На проводы и другие поминальные дни тар в писанках преимущественно было черным, или темно-коричневым

Мне к душе припала писанка, ведь йдучи нашим городом, не возможно не заметить произведение искусства, который очаровывает глаз, который захватывает дыхание

Это писанка! Гордость нашего города, Украины, Европы, и вообще всего мира!

ПИСАНКА

Писанка, которая с принятием христианства стала символом Христового Воскресения используется в религиозных обрядах и сыграет в них большую роль

Каждый предмет народного искусства, рядом с практическим назначением в обряде, играл роль знака социальных отношений, поскильки олицетворял в себе единство символического и практического содержания. Именно в традиционной фольклорной среде предметы всегда суть знаки, а знаки - суть предметы. Символический^-символический-образно-символический статус предопределяется их функциональным назначением в семиотичний системе праздника и обряда. При включении в эту систему они функционируют как "знаки", обрядовые символы с определенной семантикой, без нее - лишатся этого символического содержания, превращаясь на обычные ужиткови изделия. В зависимости от актуализации того или другого свойства, предметы приобретают того или другого статуса

Писанка обозначена высочайшим семиотичним статусом, в ней знаковость, как символ обновления жизни, выраженная максимально, а утилитарность - минимально.

Каждый предмет в семиотичний системе праздника несет целый пучок разных функций, структурно связанный между собой. Это практическая, эстетичная, магическая функция социальной и региональной принадлежности. Писанка выполняет роль знака -символа, конденсата определенных представлений в системе праздника и обряда

В обрядовых действиях писанка обнаруживает полисемантическую символику, связанную прежде всего с магическими верованиями, которые ведут свое начало с антропейной, карпогоничной, контактной, продуцируючой типивмагий.

Большая роль писанок в обрядах, которые ведут свое начало в контактной магии, именно с этим связанный обычай обмена писанками, как пожелание счастья, здоровье

Одного погожего весеннего дня в сопровождении храмового звона душу окутывает радость воскресения Господнего Сына. Этот дух радости передан из глубины возрастов, когда пращуры наши период пробуждения природы связывали с рождением Весны и востоком Солнца, а день празднования назвали они Большим. И, как признак этого, передали христианскому Великодневи яйцо, которое и является символом всего, что рождается. Как свидетельствует легенда, первое яйцо имело внутри не желток с белком, а зародыш целого мира. И на это свитотворче начало человек нанес символы-знаки-символы, которые проговаривают к нам языком таемничихпередань.





Вернуться назад