Яворський Стефан


Яворський Стефан

(1658-1722)

писатель, философ, церковный деятель

Стефан Яворський (в мира - Семен Иванович Яворський) родился в городке Яворе возле Турки (теперь Львовская область) в семье мелкопоместного шляхтича, возможно, родом из Поднепровской Украины, так как позднее семья Яворських поселяется в селе Красиливци неподалеку Нежина. Начальное образование Семен Яворський получил, вероятно, в братской школе в Турци или в Яворе. Уже в то время он получил хорошее образование, знание латинского и древнегреческого языков, умел писать стихи латынью. 1673 года Яворський вступает в Киево-Могилянський коллегиум. В коллегиуме имел добрые успехи из всех дисциплин, завоевал благосклонность ректора - Варлаама Ясинського, позднее митрополита Киевского и Галичского. Высоко уважая своего покровителя, Яворський составляет ему панегирики латинским языком. Решив усовершенствовать образование, Яворський из благословения Варлаама Ясинського едет к Львову, где вступает к Львив-ського иезуитского коллегиума, перед этим приняв униатство

Проучившись год в Льве, совершенствует образование в коллегиумах Люблина, Познани, Вильна, в которых принимает участие в философских диспутах, изучает философские курсы известных в то время профессоров философии Яна Моравського и Яна Млодзяновського, составляет собственный курс философии. В Вильно Яворського за большие успехи в науке назначают на должность руководителя «Конгрегации пресвятой Девы». Яворський принял монашество под именем Станислава, но вскоре, выступив с критикой отдельных положений католицизма, вызывает этим недовольство святых отцов, оставляет Вильна и возвращает к Киеву, где 1698 года отказывается от униатства и составляет испытания перед духовной властью и профессорами Коллегиума на магистра свободных искусств, философии и теологии. Из того года излагает в классе поэтики, пишет стихи и составляет ораций. Со временем укладывает собственный курс философии. Становится популярным в Киеве оратором и поэтом, знайомиться с гетманом Иваном Мазепой, составляет панегирик его родственнику полковнику Ивану Обидовському. Пишет курс психологии, использовав новейшие достижения европейских ученых в этой области. Яворський в годы преподавания написал также произведения из догматики «О святом Троице» и «О церкви». Во время одного из визитов в Москву Яворський произносит блестящую речь на похоронах боярина Шейна, которая понравилась Петрови I и молодого киевского иеромонаха 1700 года оставляют у Москве

Со временем становится протектором Московской славяно-греко-латинской академии, в которой он реформировал учебный процесс наподобие Киевского коллегиума, основывает при академии театр и руководит им. Позднее сплачивает вокруг себя единомышленников, большей частью выходцев из Киева, активно участвует в реформах Петра I, много сил отдает издательской деятельности как профессиональный рецензент, редактор многих научных изданий, которые выходили в Московской типографии. 1700 года Яворського висвячено на митрополита Рязанского и Муромского. 1702 года он становится экзархом и мисцеблюстителем всероссийского патриаршего престола. В то время начинаются его спора и несогласия с Феофаном Прокоповичем

1715 года закончил главную свою полемическую работу «Камень веры». 1721 года Яворського предназначено главой Священного Синода Русской православной церкви, но, уже тяжело больной, он почти не брал участия в его работе, фактически руководил Синодом вице-президент Феофан Прокопович. Умер Стефан Яворський 24 ноября 1722 года. Похоронено его в Переяслав-Рязанскому, в Донском монастыри, под церковью Сретения

Стефан Яворський был одним из найосвичениших деятелей в свое время, автором целого ряда глубоких литературных, философских и теологических работ, которые сыграли заметную роль в культурно-образовательной жизни Украины конца XVII столетие. Стефан Яворський как преподаватель Киево-Могилянського коллегиума, поэт и оратор был очень популярен в просвещенных кругах киевской элиты. Его стихи цитировали преподаватели на лекциях, в частности, Феофан Прокопович, будущий соперник в Москве, цитировал стих «Богородица Дева, которая одета в солнце». Упоминает его и Митрофан Довгалевський в своей книге «Сад поэтический». Стефан Яворський свободно владел и писал тремя языками - латинской, польской и книжной украинской. Знал греческую и старославянскую. Много киевских зверхникив считали за честь иметь от Яворського панегирик. Он пишет панегирики полковнику Ивану Обидовському, родственнику всемогущего гетмана Мазепы. !684 года Яворський создает блестящий панегирик митрополиту Варлаамови Ясинському «Геракл после Атланта», в котором удостоверяет свое большое поэтическое дарование.Яворський был замечательный оратор, и в умении составлять так называемые ораций с ним не мог никто уравняться. Как яркий представитель барочной литературы в Украине, использовал барочный стиль с его динамичностью, яркой театральностью, сложной метафоричнистю, в своем лекционном курсе из философии, в частности во вступлении в этот курс, который имеет пышное название: «Философское соревнование, которое начинает на арене православной Киево-Могилянской гимназии русскими атлетами для большинства славы того, который, будучи свободным от греха пилигримом единородным Сыном Отца, вступил на путь умножения славы найблаженнишой Его Матери, которая прошлась когда-то быстро Иудейскими взгорьями». Яворський открывал свой курс в наилучших традициях украинского бароко: «Я открываю для вас, в найстаранниши атлеты, не так олимпийские игры, как лабиринт Аристотеля, что преобладает лабиринт Дедала. Здесь что не вопрос, то ловушка, которая ожидает вас на открытых путях...» Стефан Яворський понимал, что философию можно постичь лишь в сочетании с другими сопредельными науками, в частности с логикой, и потому разработал свой курс этой науки, поскольку считал, что ее возможности являются гарантом преодоления всех труднощивфилософий.





Вернуться назад