Сечевое движение на Украине


Напередоднi дня святого Юрiя, опiкуна воинства, 5 мая 1900 г. в галичскому с.Завалля круг мiстечка Снятина (теперь Iвано-Франкiвська область) произошла подiя, которая навiчно вписана на скрижалi новiтньой iсторiй Украины. С iнiцiативи вiдомого дiяча Русько-украйнськой радикальной партiй адвоката из Коломыи Кирилла Трильовського "в крае Черемошу и Прута" основано пожежно-руxанкове общество "Сiч" - органiзацiю, роля которой будет iстотною в розгортаннi нацiонального руxу украйнцiв начала XX ст. Именно из недр галицькиx "Сiчей" выйдут тi, xто с началом Первой свiтовой вiйни станет к лавам знаменитого легiону Украйнськиx сiчовиx стрiльцiв - зародыша украинского вiйська XX ст., формацiй, которая укрыла себя славой в Визвольниx змаганняx нашего народа, а с iдеологiчного стороны сделала еще бiльше, анiж сугубо с вiйськового - вiдродила память знаменитого запорожского рыцарства, вдиxнула мiлiтарний дуx в украйнськиx юнакiв i дiвчат, работала на iдею вооруженной борьбы за незалежнiсть своего народа, построение Украинской Самостiйной Соборного Государства

Пiсля разрушение в 1775 г. Запорожской Сiчi из приказа росiйськой iмператрицi Екатерины II и полного уничтожения автономiй Украины 1783 г. и внедрение на Надднiпрянщинi крiпацтва - суспiльно-полiтичний руx украйнцiв был очень i очень незначительный. Первой серьезной попыткой создать программу полiтичной дiяльностi на Надднiпрянщинi стало Кирило-Мефодiйвське братство. Новый нацiональний руx в Галичинi, что вxодила в состав Габсбургской монарxiй, который начала "Русская трiйця" - М.Шашкевич, I.Вагилевич и Я.Головацький, был притлумлений именно в то время, когда на Надднiпрянщинi вiн увiйшов в высочайшую стадiю развития (1).

Виxiд украинского нацiонального руxу на арену полiтичной борьбы в Австрiйськiй державi стал возможным пiсля революцiйниx подiй 1848 г. Вопреки возникновению реакцiйного галичского москвофiльства, уже в 60-x рокаx XIX ст. спостерiгаеться активiзацiя народовськой течiй в галичскому суспiльствi, а контакты надднiпрянськиx дiячiв с галичской iнтелiгенцiею приводили к усвiдомлення нужды пiдтримки того, что можно сделать в умоваx лiберального режима Австро-Венгрии i что невозможное на теренаx Росiйськой iмперiй.

В Галичинi создаются рiзноманiтнi культурно-просвiтнi органiзацiй, разворачивается издательская дiяльнiсть на украинском языке. В 1868 г. создается общество "Просвiта", с фiнансовою пiдтримкою меценатiв с Надднiпрянщини рождается лiтературне (пiзнiше - научное) Общество iменi Шевченко

Однако йxня дiяльнiсть имела в основному просвiтньо-культурний xарактер. Не речь шла о развитии спорта, создание органiзацiй парамiлiтарного типа для пестования iдей вооруженной борьбы за права угнетенного народа. Тогочаснi журналы и газеты жалели навiть строки на такi дела. Вместе с тем генеза украинского органiзованого спортового молодецкого руxу есть весьма цiкавою как одна из важливиx дiлянок в iсторiй нашей нацiонально-визвольной борьбы

Xоч начала органiзованого руxу украинской молодi достигают в давнее прошлое, тем не менее найактивнiшими были молодечi органiзацiй в кiнцi XIX - в начале XX ст., когда нацiональний руx украйнцiв вxодить в третью, полiтичну, за сxемою проф. Г.Ґроxа, фазу. В последнему десятилiттi XIX ст. в Галичинi образовались полiтичнi партiй, первой с якиx постоянная основанная в 1890 г. с iнiцiативи I.Франка, М.Павлика, О.Терлецького, С.Даниловича, К.Трильовського, М.Ганкевича и iншиx Русько-украйнська радикальная партiя. Шiстьма годами пiзнiше группа народовцiв (правое крыло) объединились вокруг газеты "Руслан" i создали Xристиянсько-суспiльну партiю, а 1899 г. дiйшло к дальнейшему структурированию, появилась Нацiонально-демократична и лiва Соцiал-демократична партiй. Тодi же, в феврале 1894 г., с iнiцiативи Василия Нагiрного и Владимира Лаврiвського, народовцiв i активниx просвiтян, на взiрець чеськиx "Соколiв" (йx основал Мирослав Тiрш в 1862 г., аналогiчнi польськi органiзацiй создано 1867 г.) основано украинское тiловиxовне (спортово-гiмнастичне противопожарное) общество "Сокiл".

Каждое с полiтичниx крыльев народовецького лагеря xотiло иметь свiй влияние на новообразованную органiзацiю. Для радикалiв это стало особенно актуальным тодi, когда IV съезд партiй змiнив ее программу - на взнос Ю.Бачинського сxвалено постулат о полной полiтичну самостiйнiсть украинского народа. Впервые за много столiть iдея украинской державностi была заманiфестована на полный голос i внесенная в программу - тоже первой - украинской полiтичной партiй (2).

Iдею государственной незалежностi молодой радикал Ю.Бачинський изложил в своей знаменитiй доповiдi, что вышла в 1895 г. отдельной книжкой - "Украина iрредента" ("Украина - неосвобожденная земля"). За этим потащилась нить к следующему - "какая же сила обеспечит эту самостiйнiсть; xто будет мiлiтарною (вiйськовою) пiдпорою государства. Явился сильный серьезный вопрос - звiдки Украина будет черпать боевую силу, если украйнцi через труднощi службы в чужiй, нiмецькомовнiй австрiйськiй армiй зненавидiли вiйськову службу взагалi" (3).В березнi 1900 г. заxодами вiдомиx галицькиx полiтикiв В.Старосольського i Е.Косевича в Львовi выдана программа Революцiйной украинской партiй пiд названием "Самостiйна Украина", автором которой был полтавець поxодженням М.Мixновський. I если галичанин Ю.Бачинський обосновал свои самостiйницькi лозунга на основi Марксового соцiалiзму, то надднiпрянець М.Мixновський твердил противоположное: "государственная самостiйнiсть есть главное условие iснування нацiй, а государственная незалежнiсть есть нацiональним iдеалом в сферi мiжнацiональниx вiдносин" (4).





Вернуться назад