УКРАИНА В ЭПИЦЕНТРЕ КОНФЛИКТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ - ХРИСТИАНСКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ

Главная - Украиноведение - УКРАИНА В ЭПИЦЕНТРЕ КОНФЛИКТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ - ХРИСТИАНСКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ

Из времен удачных походов Мухамеда II Завоевателя и Сулеймана I Пышного турецкие султаны не оставляли честолюбивих намерений расширения своего влияния на всю Европу

Роль форпоста западной цивилизации против нажима Османской империи отыгрывала, по мнению Арнольда Тойнби, Дунайская или Австро-Венгерская империя Габсбургив, которая возникла на основе военного союза после катастрофического поражения объединенного христианского войска в 1526 году под Мохачем на Дунае. Благодаря союзу удалось выдержать первую большую осаду Вены 1529 года, после которой турецкое войско возвратило назад. Но большая часть Венгерского королевства оказалась под властью Порты

Следующие полтора столетие оба Мира, Христианский и Мусульманский находились в состоянии войны. К активному противостоянию с османами вынужденные были вступать венецианке, испанце, поляки и запорожские казаки. В частности, в 1620 году турки нанесли сокрушительное поражение польскому войску под Цецорою, но следующего года под Хотином, благодаря 40-помощи тысячного казацкого корпуса во главе с гетманом Петром Сагайдачным, польскому коронному гетману Ходкевичу удалось остановить наступление турок. Затем, Венеция снова (первая попытка была неудачной, еще в конце XVI ст.) принялась с инициативой создания союза христианских государств против Турции. Но казацкая война 1648 года сорвала те планы и принудила надолго отложить самую идею подобного союза

Зато казацкая война против Вещи Посполитой, да еще и в тесном союзе с татарским ханом Ислам-Гиреем, безусловно, оказывали содействие намерениям Оттоманской Порты ослабить Западно-христианский Мир. Поэтому, уже в начале 1649 года к Чигирину, казацкой столице Богдана Хмельницкого, прибыли послы от турецкого султана, чтобы склонить гетмана принять подданство «Высокой Порты». Гетман отказался. Но вместе с тем он отказался и от предложения венецианского посла Альберто Вимини пристать к антитурецкой коалиции

Однако следующего года переговоры с турками активизировались. Богдан Хмельницкий даже отправил своих послов во главе с полковником Джеджалием - одним из найдовирениших соратников. Истинно неизвестно, о чем конкретно договаривался опытный Джеджалий с турецким диваном (правительством), но вскоре к Чигирину прибыл чауш с письмом, в котором великий визирь от лица малолетнего султана Мухамеда IV уверил Хмельницкого в поддержке. Наверное, письмо очень утешило гетмана, так как на следующий день он хвалился киевскому воеводе Григориеви Киселя: «Поздравь меня! Я достал покровительство Турции».

Весной 1651 года, когда стало понятным, что новое столкновенье казацкого войска с польским неизбежно обе стороны начали готовиться к войне. Султан предложил помощь - 20 тысяч яничарiв, но осторожный Богдан Хмельницкий отказался от этой, на первый взгляд, искусительного предложения

После Берестечковой катастрофы, в сентябре, накануне подписания Белоцерковского соглашения с поляками, гетман принял турецкого посла Османа, тем не менее заявил ему, что идти в подданство к султану больше не желает, а полагается на московского царя, с которым он одной веры. Против подданства туркам гетман высказался и на Переяславський совете: «Турецкий султан - бусурманин, всем известно, как православные страдают в землях, которые находятся под его властью». Тем не менее Турция не оставила своих домогательств и только ждала благоприятной возможности. Перелом в отношениях с казаками настал после избрания гетманом Петра Дорошенко. В злому 1666 года Большой Совет поддержал Дорошенко намерения - с помощью турок лишиться власти Вещи Посполитой на казацкой территории. Начались переговоры с турецким диваном. Заграничные резиденты выведали, что речь идет о бывшей идее Хмельницкого: протекторат Оттоманской Порты

Контакты Петра Дорошенко со Стамбулом вызвали большой резонанс в Австрии, Польши, Венеции. Австрийский император Леопольд II официально пообещал польскому королю поддержку в борьбе против мусульман и их ставленника Дорошенко. Встревоженный Ян-Казимир отважился обратиться к московскому царю с предложением заключить перемирие, учитывая смертельную угрозу для Христианского мира со стороны Турции и ее вассалов, и начать военные действия против общего врага.Подобные проекты общих действий против Мусульманского мира Вещь Посполита выдвигала уже не впервые. Так например, еще в конце 1649 года, после подписания, под давлением татарского хана, Зборiвськой соглашения, польский король предложил Москве военный союз. Против кого конкретно он должен был быть направлен - неизвестно, однако царь тогда отказался. Аналогичные переговоры велись почти постоянно, начиная с 1662 года, и каждый раз они завершались безрезультатно. Только в начале 1667 г. Москва стала значительно поступливиша. В конце концов, 30 января 1667 года в с. Андрусови близ Смоленска было подписано соглашение о перемирии, сроком на 13,5 лет. Чтобы не тратить времени на определение границ между обеими государствами, было признано, что к владениям московского царя входит Левобережная Украина, а также на два года - Киев. «Вильнолюбиве» Запорожье должно было находиться в общем владении обеих сторон, хотя практически оно тоже оказывалось под властью Москвы