КНЯГИНЯ АННА - дружина Романа Мстиславича


Происхождение второй дружины Романа Мстиславича обвито тайной. На протяжении полтора столетие в научной среде точатся спора вокруг ее родословной. Следует сделать ударение на потому, что иметь Данила и Василька упоминается лишь в одном источнике - Галицко-волынской летописи ХИИЙ ст. Первая часть этой памятки - Галичская летопись - создавалась современником Романовой княгини. Поэтому его свидетельствам слиддовиряти.

Мать сынов Романа была его второй дружиной. Со своей первой жоною, дочерью киевского князя Рюрика Ростиславича Предславою, он развелся 1197 г., а 1203 г. принудил постричься ее в монахине. Не позднее 1199-1200 гг. галицко-волынский властитель вступил в брак вторично, так как 1201 г. родился его старший сын Данил. И если первый брак Романа Мстиславича (пусть коротко) упомянутый в летописи, то второй источника замолчали. Наверное, существовали какие-то причины

Не раз уже упоминалось, что летописцы имело и как-то неохотно писали о женщинах Давней Движении. Но в случае с Романовою княгиней имело бы быть иначе. Ведь Галицко-Волынская летопись является апологией Романа и его родини. Сам великий князь постоянно упоминается и возвеличивается в ходу рассказа о его потомках Данила и Василька, их детей и внуков. Поэтому выглядит странным явным образом сознательное умолчание источника о втором браке Романа, тем более что самая княгиня постоянно выступает в той летописи как одна из активно диючихосиб.

Главную и, наверное, универсальную причину замалчивания галичским летописцем второго брака Романа Мстиславича историки усматривали в том, что Галицко-Волынская летопись не сохранилась за первые пять лет XIII ст. Хотя его первая статья датируется на берегах одного из списков рукописи (Ипатьевского) 1201 г., на самом деле в ней речь идет о событиях 1205 г. Однако у летописца, как нам кажется, существовал также другой мотив для того, чтобы «забыть» о браке князя Романа. И об этом будет идти дальше.

При всем потому, что Романова княгиня неоднократно упомянута в Галичской летописи, она ни разу пе названа на имя. Лишь из беглой реплики волынского 90-летописца х гг. ХИИИ ст. узнаем, что ее звали Анною:

«Вложил Бог к сердцу князя Мстислава благу мысль, и создал он кам"яну часовню над могилой своей бабушки княгини Романовой в монастыре святого. Висвятив он ее в честь праведных Иоакима и Анни и видслужив в ней службу».

Когда Роман погиб в Польщив в июне 1205 г., княгиня Аяна стала регентшей при своих малолетних сыновьях, ей сразу же пришлось натолкнуться на сильное и отчаянное сопротивление боярских олигархов, которые волили лишиться дружины и синел властного князя, который сдерживал, а то и жестоко подавлял их произвол

Анна малое мужество не отступить перед могущественным врагом - боярством. Хотя, трезво взвесив силы, княгиня оставила Галич, а дальше добровольно пошла из Владимира. На протяжении первых двадцати лет XIII ст. она ведет борьбу за возвращение детям Романового наследства, за восстановление Галнцько-Волинського большого княжества, которое, казалось, навсегда погрязло в болоте боярской анархии и своеволия. Эта борьба велась от лица преемников, «отчичив» Романа - Данила и Василька, поэтому мы расскажем о ее перипетиях в жизнеописании старшего Романовича. Здесь же отметим, что княгиня Анна воспиталась своих сынов мужественными рыцарями, сознательными политиками и патриотами, борцами за объединение Галичской и Волынской земель. Остановимся главным образом на происхождении княгини, ее окружении, так как раскрытие тайны ее родственной принадлежности разрешает по-новому глянуть на событии и явления истории Галицко-Волынской Движении конца XII - первого двадцатилетия ХИИИ ст.

Странная вещь: галичский летописец, избегая называть Романову княгиню на имя, охотно пишет о ее взаимоотношениях с венгерским королем и польскими князьями. В скором времени по гибели Романа венгерский король встретился с Анною в галичском городе Сянику. В летописи сказано, что король увиделся с ятривкою* своей и принял Данила как милого сына. Эти слова летописца дали повод некоторым ученым считать Анну венгеркой. И немного дальше тот же галичский книгочей делает замечание, которые когда Анна с Васильком, спасаясь от Игоревичив, которые вокняжились в Галицко-волынской Движении, приехала к Польше, князь Лешко с большой честью Принял свою ятривку с ребенком! 3 этого замечания кое-кто из историков сделал спешный вывод, что княгиня была полькой

Не одно десятилетие исследователи искали родственников княгини Анни в Венгрии. И не нашли. Так же напрасными оказались поиски ее польских корней. Еще в начале нашего столетия знаменитый киевский генеалог М. Баумгартен довел, что Анна не могла быть ни венгеркой, ни полькой.Сложнее стоит дело с гипотезой о византийском происхождении большой княгини Романовой. Уважительные историки приводили немало, казалось бы, серьезных доказательств в пользу такой мысли. Поэтому считаем целесообразным коротко рассмотреть важнейшие среди них. Приверженцы версии, за которой Анна была византийкою, обращают внимание на ряд исторических фактов. В мае 1200 г. в Константинополе побывало посольство Романа - ли не сватало оно какую-то девушку для князя? Мы уже рассказали о трех походах Романа против половцев, первый из которых 1197-состоялся го или 1198 г., а последний - 1204 г. Не было ли брачное соглашение следствием заключенного в конце XII ст. русько-византийського союза? Ведь известно, что династические браки были наиболее надежной печатью для скрепления межгосударственных соглашений. В основаниях «византийской» версии происхождения Романовой княгини лежит, таким образом, уверенность в близости между галицко-волынским князем и византийским императором - уверенность, которая ведет начало в XIII ст.





Вернуться назад