Сокровища скифских курганов


Средний ярус перекрыт золотой пластиной, на фоне которой помещенные растительные побеги, разбросанные фигурки птиц

И в конце концов, на верхнем ярусе - домашних животных скифов - конь, корова, овца, коза. Среди них и четыре человеческие фигурки. В центре двое скифов шьют рубашку из овечьей кожи, в руках в них иглы. Над ними висит футляр с луком и стрелами - горит. Вот юный скиф доит овцу, а вот он сидит с амфорой, в которую, наверное, слив молоко, и собирается закупорить ее.Все детали выполненные с чрезвычайной художественной силой. Мастер на чудо умело использовал материал: от легчайший прикосновенья к пекторали золотом бегут тени, и кажется, что в жилах животных пульсирует кровь. Словно живые, появляются они перед нами в таких естественных, красивых, грацийних движениях и позах. Каждая фигурка была отлита отдельно, потом доработанная вручную чеканом, потом их прикрутили золотым проводом к каркасу (кусочки его так и остались на пекторали) и зпаяли. Сложилась цельная, удачно построенная композиция. Паяли, наверное, ртутным раствором золота, припоем очень красивым: несмотря на то, что пектораль длительное время находилась во влажном грунту, под огромной массой глины, которая на нее упала, она только местами немного деформировалась, но ни одна деталь не отпавший

Нижний и верхний ярусы выполнены в совсем разных манерах. Если на нижнему все в движении, экспрессии, то на верхнему, наоборот, действие происходит в спокойном, неторопливом ритме. И эта разность расположений духа уравновешивается средним ярусом - пластиной с растительными мотивами, которая создает гармоничную, завершенную ритмическую картину

Содержание пекторали чрезвычайно сложное. Это не простой набор случайно объединенных фигурок, а большая, цельная трьохчасна композиция, которая отбивает космогонические представления индоиранських племен, к которым принадлежали скифы. В противопоставлении верха и низа пекторали отражено т.н. внутреннее и внешнее. Скифы разделяли мир на три сферы: небесную, земную и среднюю - сферу людей и животные. И вот, для того чтобы показать сферу богов, они изобразили сцены борьбы животных. Пектораль была посвящена Новому Году, который праздновался в день весеннего равноденствия. В это время отмечались силы земли, которые возрождаются: старое умирало и рождалось новое. Рождения этого нового передается через умирание старика. Изображена борьба животных, которые пожирают одна одну, чтобы возродиться. А возродиться они могут от земли, которая представляет средний ярус с растительными мотивами: в них угадывается древо жизни с сидячими на нем птичками. В конце концов, от слияния земли и неба появляется сфера, населенная людьми, которые и показано на верхнем ярусе пекторали

Здесь изображенные, казалось бы, обычные, будничные сцены. Одни шьют рубашку, другие занятые доениям овец. Но высокое общее звучание произведения разрешает припускать, что это не просто будничные сцены. Скорее всего скифы готовят какое-то культовое одеяние к празднику весеннего равноденствия. В этот день разыгрывалась картина того, как, за их представлениями, сначала возникал мир. Главным эпизодом ритуала было бракосочетание царя с верховным божеством, после чего он считался привлеченным к высшему свету и мог дарить земли благополучия и животворящие силы. И это должно было происходить, наверное, в той рубашке, которые шьют специально для такого случая. А юноши, занятые доениям, готовят напитки и пищу для праздника

Вещь эта - культового характера, ее назначение должно было отвечать определенной должности человека, который носил ее и забрала с собой в могилу. Можно предположить, что это был не просто царь, а царь-жрец (о том, что такие были среди скифов, что они приносили жертвы во время праздников, говорит и Геродот). Поэтому находка пекторали в Толстой Могиле может указывать на то, что курган этот принадлежал царю-жрецу, имени которого мы, к сожалению, никогда не узнаем. Отсюда и богатство погребения (ведь неизвестно еще, что пропало из центрального склепа!), и его несоответствие розмирамкургану.

Кто же носил пектораль? В десяти километрах от Толстой Могилы стоял огромный курган Чертомлик. Можно предположить, что он принадлежал знаменитому скифскому царю Атееви, который объединил Скифию в единое царство, которое воевало с Филиппом Македонским (отцом Александра), и был вбит в седле, когда ему было 90 лет. А в Толстой Могиле был похороненный, наверное, один из его предков, человек, который, конечно, видела этого грозного царя, встречалась с ним

Иногда смотришь на вещь раз, другой - понравится, запомнится на некоторое время. А есть произведения, которые не перестают нравиться, волновать, сколько бы вы на них не смотрели - хотя тысячу раз, хотя целая жизнь. Это свойство настоящих шедевров искусства - пленять красотой. Столько вдохновение, жара души, мыслей и чувств вкладывают в такие произведения мастера, их творцы. В полной мере это относится и к пекторали - тонко и изящно сделанного, прекрасного произведения высокого искусства

В курганном строительстве отбивались религиозные представления, вместе с тем курганы облегчали ориентирование в однообразном степном пространстве. Сооружение насыпей требовало мобилизации усилий всего коллектива и руководства им со стороны старейшин, которое оказывало содействие выделению умственного труда и деления общества за социальным статусом и рангом. Но в курганах бронзовых пор нет материальных ценностей и значимость похороненных определялась не их богатством, а количеством работы, которую соплеминники умершего вкладывали в строительство последнего помещения для тела. Такие курганы и сегодня остаются на территории Днепропетровска, вблизи же/г "Тополь II", в Дийвци, на же/г "Западный" и "Северный".Поселение бронзовые пор исследованы на склонах холмов парка им.Шевченко г.Днепропетровск. Его жители строили фундаменты жилье из каменьев, выводя стены из дерева и лозы. Рядом находились хозяйственные помещения, зерновые ями, отряды для удержания овец и большого рогатого скота. Орудие работы изготовляли из кремня и полированного камня, хотя в употреблении уже была и бронза, преимущественно в виде украшений и оружия. Глиняная посуда украшалась узором из налипних пружков, которое дало основания отнести поселение к археологической культуре багатопружковой керамики и датировать XVII-XVI ст. к н.е.





Вернуться назад