БОЛЬШОЙ СЫН УКРАИНЫ: СИМОН ПЕТЛЮРА

Главная - Украиноведение - БОЛЬШОЙ СЫН УКРАИНЫ: СИМОН ПЕТЛЮРА

Что знаем о Симоне Петлюру? Будто все, а вместе с тем ничего. Жизнь его - как пасхальная сказка. Пришел из безвистя народных будней, радугой на горизонте появился, погиб и - не умер...

Симон Петлюра жил и работал у нас перед глазами. Не было в его жизни романтики ни загадочности, не было тайн ни обрахованости. Все - приятели и враги, товарище и противники его - видели и знали, за что соревновался он, которую цель перед собой имел, за что погиб

Жизнь Симона Петлюры распределяется на две - неравные количеством лет i неравнозначные содержанием - части. Первая из них - к началам 1917 года, который означил собой бушующий поток революционных пор на Востоке Европы вообще, на нашей родине в частности; вторая часть датируется годами 1917-1926.

Родился Симон Петлюра в Полтаве, в казацкой семье, которая перешла из села к городу, где отец его имел мелкий извозничий промысел. Генеалогия той семьи нам неизвестная, не знаем ничего о предках Симона Петлюры со стороны отца ни со стороны матери. И кто знает, будем ли когда-то что-то о том знать, так как же за период большевистской надвлади на Украине метрические свидетельства и другие документы в значительной мере знищеноий

Так же мало знаем о детских годах Симона Петлюры. Первоначальное образование свою он достал в полтавской бурсе, продолжая ее в духовной семинарии того же таки города. Это не является случай для тогдашних времен и тогдашних обстоятельств, что ребенок из светской семьи получала образование в школе духовной. Это была судьба многих детей бедного состояния, которое их родители заботились об их будущей судьбе и несостоятельных были тратить большего гроша. Светская школа - гимназия и за ней университет - была до определенной меры привилегированной и требовала больших средств, а духовная была дешевой и приступною для всех состояний, так как на нее не распространялся известный старорежимный циркуляр министерства образования об "кухарчиних детях", перед которыми должны были быть фактически запертая дверь росийськихгимназий.

Бедствием поминать духовной школы не следует. Был у нее хотя бы тот уже плюс, который почти все ее ученики походили из состояний сельского населения, - то ли из самого крестьянства или из близких к нему слоев. Поэтому среди бурсаков и семинаристов в Украине никогда не вигасало украинское национальное чувство, так как даже находясь в русской школе, не одривалися они от украинского окружения и от украинской стихии

По Полтаве находим Симона Петлюру в Льве. Изгнанный из семинарии, как говорили тогда "с волчьим билетом", то есть без права вступить к другой русской школе, оказался он за границей. Это было явление нормальное для тогдашней политизованой молодежи. Но характерным для юноши Симона Петлюры было то, что подался он не к Берлину, Парижу или Швейцарии, где скупчувалися тогда все, кому из той или другой причины тесно было жить в бывший Русской империи. Выбрал он провинцияльний для Европы Львов потому, что там было костер украинского движения, которое в львовском университете можно было слушать лекции украинских профессоров, которые излагали на украинском языке. В Льве же Симон Петлюра, во-первых, означил себя политически, так как вступил в состав Революционной украинской партии (РУП), что года 1900 была основанная тогдашней молодежью на Большой Украине, но штаб свой расположила на территории украинского населения в пределах бывшей Австрии с помощью старшей, а особенно младшей галичской и буковинской интеллигенции

После Львова застаем Симона Петлюру на Кубани за учительской, потом статистически-архивной работой. Там, на широких прикавказьких степях, перепрятанная еще была старинная казацкая традиция, которая минула уже давно для Украины. Молодой Симон Петлюра с запалом взялся за изучение казацкой истории и местной жизни. Из Кубани возвращает Симон Петлюра к Киеву. Появляется он там уже сформированным человеком, определенным политически и индивидуально. Было то во времена первой русской революции, когда перед украинцами открылось определенное поле национальной работы. И Симон Петлюра берет к рукам сильнейшую как на те времена оружие - перо. Он - секретарь Чикаленковой "Рады", потом редактор социял-демократичного органа "Слово". К тому времени РУП уже перестала существовать; члены ее пристали к разным украинским партиям, а ядро РУП приняло название украинской социял-демократичной партии. В состав этой группы принадлежал и Симон Петлюра

Погром украинского политического сообщества выбросил Симона Петлюру за границы Украины; года 1907 находим его в Петербурге. Ради хлеба насущного служит он в частному транспортовому обществе, а свои политические интенции удовлетворяет работой в партии и у разного рода украинских кружках, таких многочисленных и действующих к тому времени в бывший русской столице. В Петербурге Симон Петлюра не зажился. Автору этих строк горько жаловался он, что ему душно в этом болоте без солнца, света и тепла. Он переезжает к Москве, снова же таки на частную службу - бухгалтером в большем предприятии. В тех времена вступил в брак он с панной Ольгой с Бильських; в Москве родилась ему и единый ребенок его - дочурка Леся.Москва тогда - времена третьей государственной думы - была ячейкой национального движения народов бывшей Русской империи. И - вещь единая и неповторимая в истории русской политической мысли - действующее участие в нем брали выдающиеся московские политики. Движение тот сосредоточенно было во многих тайных и легальных обществах; следует вспомнить такие, как "Союз автономистов", "Общество славянской культуры" с украинским отделом, украинский "Кобзарь" и т. ин.