Становление и развитие рекламного дела в Украине


Именно на грани XVII - XVIII ст. сформировался основной вид украинской книги с характерным ансамбльным ілюструванням и оформлением, пышным декором, использованием традиций народного декоративного искусства.

Учреждение книгопечатания в Украине — знаменательное событие в ее культурной жизни. Можно без преувеличения сказать: после создания системы славянской письменности (кириллице) начало книгопечатания — важнейшая веха в истории развития украинской культуры, маркетинговых коммуникаций и рекламы.Украинское казачество и его символика. "Зародилось и змогутніла казачество в особенных условиях нашего государственно-политического лихолетья, на опустошенных татарвою "диких полях", в непосредственном соседстве и беспрестанной борьбе с крымскими хищниками.

Появляется казачество как стихия, как она хаотическая, без дальнейшей цели и более глубокой политической программы. Но объединившись с гражданством, призвав на помощь своей узброєній руке и отчаянному рыцарскому сердцу, ум нации, казачество очень скоро изменили свою ролю добичника и защитника степных окраин на ролю будівничого-твор-ця возрожденной Украинской государственности".

В 30-40 годах XVI ст. казаки создали могучую для того времени крепость — Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь имела четкую военно-административную организацию, которая опиралась на вековые традиции Киевской Руси. Казацкое войско (Кош или сечевое общество) насчитывало несколько тысяч вооруженных воинов (герб Запорозького войска изображен на рис. 4). На общем военном совете казаки избирали старшину — кошевого атамана. Кошевому атаману вручали булаву — знак наивысшей власти в Запорожской Сече.

Старшинам вручались клейноды: бунчук — медную или позолоченную пулю на деревянном древке; к пуле прикрепляли пучок волос из конского хвоста; хоругви — флаги с изображениями святых, креста, оружия и тому подобное; печать — для засвидетельствования документов.

С появлением выборных гетманов булава стала символом гетманской власти; полковникам — военным старшинам начали вручать как символ власти перначи.

Рис. Герб Запорозького войска (из книги Касияна Саковича "Стихи на жалостный погреб благородного рыцаря Петра Конашевича Сагайдачного")

Конечно, описанное — лишь незначительная часть сведений о символике украинского казачества, о его военной атрибутике и отличиях; все это требует дальнейших научно-исторических исследований.

Украинский язык и литература. Украинский язык остается бессмертной основой жизненной силы народа, источником вдохновения, которое помогло ему сохранить свою самобытность. Большой авторитет и жизненную силу украинского языка подтверждает такой исторический факт: сформирован на основе староруської украинский язык сохранила от ополячения свою фонетико-лексичну основу и даже в течение XIV - XVI ст. была официальным языком Великого княжества литовского. Об этом вспоминается в Литовском уставе в 1566 г. В Литве украинским языком печатались книги, писались научные трактаты, велись переговоры, выдавались официальные документы властных структур.

В 1627 г. Памва Бериндою в Киеве был выданный "Лексикон славяноросский" — первое грамматическое пособие украинского языка. Готовя это издание, он перевел на украинский язык или растолковал около 700 слов.

Народная украинская культура этого времени отображена в песнях, легендах, думах, сказках и пословицах — основах формирования устной рекламы. Исторические песни и думы воспевали героическую борьбу народа с иностранными захватчиками и утеснителями. Распространяли эти думы и постные казаки-бандуристы, которые странствовали селами и городами, пели на ярмарках, около храмов и на городских площадях. Часто бандуристы были сами авторами песен, дум и музыки. Языковая символика, синонимические ряды, подказане замечательными обидами природы, обрядами, верованиями и историческими событиями, вливались в общенародный язык. Заметным явлением в развитии литературы в Украине было летописание, которое продолжало древнерусские летописные традиции. Создавались хроника и рассказы об исторических событиях.

Украинская литература XVIII ст. постепенно освобождалась от церковного влияния и приобрела бытово-светский характер. В 1700 г. в типографии Киево-печерской лавры был выданный календарь "Месяцеслов", где рядом с произведениями религиозного содержания содержались и светские материалы.

Образовательный процесс в Украине как основа формирования интеллектуального потенциала нации чрезвычайно усложнялся языковой политикой, которую осуществляли правительства Польши и царской России. Принят поль-





Вернуться назад