Становление и развитие рекламного дела в Украине


Киевский магистрат, как и все другие города, которые жили за Магдебургским правом, имел свою муниципальную кавалерию, которая называлась "Золотой хоругвью". Кавалерия была предназначена для участия в парадных мероприятиях, но в случае потребности, как это было в XIX ст. во время польского восстания, могла служить и для "вооруженной защиты города".А вот как описывает уже упоминавшийся путеводитель 1917 года Олександрів-ську (в настоящее время Контрактовую) площадь Киева во времена "Магдебургії": "Площадь эта как торговое место известна с древних времен; в княжеские сутки она называлась "Торговищем". В настоящее время здесь идет оживленная торговля разными товарами в ларьках и переносных ларях. Мастера работают на открытом воздухе. Около ларьков и зданий, которые выходят на площадь, прицепленные вывески, которые указывают неграмотным, что продается и делается в тех или других помещениях. Вывески розміщалися на особенных висячих щитах, которые в XVIII ст. и более ранние времена были украшены торговыми знаками и гербами торговцев. Времена, когда в Украине действовало Магдебургское право (на русской части Украины — до 1825 года), дали нам образцы дальнейшего развития торговых коммуникаций, устной рекламы ("воланіє" возного из ратуши), фирменной символики ремесленных цехов и торговцев, внешней рекламы (вывески на торговых местах), имиджевой рекламы (кавалерия "Золотая хоругвь").

До 1774 г. во Львове происходили контрактовые ярмарки. С 1774 до 1797 г. контрактовые ярмарки происходили в городе Дубно около Львова, а с 1797 г. — в Киеве. В Киеве контрактовая ярмарка была объединена с Хрещенським ярмаркой, известной еще из XVI ст. На контрактовую ярмарку в Киеве приезжали купцы из многих городов России, Австрии, Пруссии, Франции, Италии, Англии, Дании и других стран. Интересно, что контрактовые ярмарки просуществовали до 1927 г.

Возникновение и развитие книгопечатания. Русские первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславець во времена царя Ивана Грозного были вынуждены выехать от преследований в Литву, где в имении вельмож Ходкевичів создали типографию и в 1569 г. издали книгу "Учитель не Евангелие". В 1573 г. И. Федоров переезжает во Львов и на пожертвование львовских мещан открывает первую в Украине типографию.

Рис. Герб г. Львова (а) и печатный герб Ивана Федорова(Львовский букварь, 1574р.)

В 1574 г. были созданы первые украинские печатные издания — знаменитый "Апостол" и "Букварь" для учебы детей грамоте. ИЗ И. Федоровым как первопечатником Украина вошла в новое время книгопечатания и книжной графики.

"Апостол" был прекрасно иллюстрирован, графическое изображение апостола Луки в книге выдержано в традиционном византийском стиле, но орнамент и декоративное облямування вокруг него выполнено по ренессансным нюрнбергским образцам. "Апостол" был очень дорогим изданием, потому И. Федоров вынужденный был отдать в залог за долги типографию и переехать к городу Острога на Волыни, где начал работать у известного мецената князя Константина Острозького. Там, в 70-х годах при его участии была организована вторая в Украине типография. Князь Острозький приложил много усилий и средств для организации книгопечатания, создания в Остроге школы и "острозького кружка", который стал основой организации высшей школы в Украине. В Острозькій типографии вышли "Букварь" (1578), "Острожская Библия" (1581) и др. Там, в Остроге, как писал современник, "православіє наше начало сиять, словно солнце, строительные церкви божьей начали показываться, книги печатные начали множиться".

После смерти И. Федорова (1583) книгопечатание в Украине продолжалось. Во Львове его типографию выкупило братство "Львовская Русь" и издание книг было продолжено. В конце XVI — в начале XVII ст. в Украине уже работало около 40 типографий, в частности во Львове, Киеве, Остроге, Почаєві, Луцке, Чернигове.

Выдающимся центром украинского книгопечатания становится Киев, где в начале XVII в. в Киево-Печерской лавре была основана типография

Первой книгой, изданной в Киево-Печерской лавре, стал "Часослов" (1617). Последующие издания "Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла" (1623) и "Беседы Иоанна Златоуста на деяния апостолов" (1624) были иллюстрированы высокохудожественными гравюрами, выполненными лаврскими мастерами Степаном Беринда и Тимофеем Петровичем

На XV-XVIII вв. приходится расцвет украинской графики - основы художественного оформления книг, а впоследствии и рекламы. Тогда же получают распространение гравюры на дереве, меди и других металлах. Известными мастерами гравюры были Александр Тарасевич, Леонтий Тарас-вич и Иван Щирский - представители украинской графики в стиле барокко. К значительным достижениям барочной графики принадлежит тезис "Триумфальное знамя" Ивана Щирского, созданная в 1698 г. Основоположник искусства резьбы графики Леонтий Тарасевич создал много высокохудожественных гравюр, среди них исторически достоверные образы деятелей отечественной культуры - летописца Нестора и живописца Алимпия





Вернуться назад