Становление и развитие рекламного дела в Украине

Главная - Реклама - Становление и развитие рекламного дела в Украине

Существенное значение в развитии протореклами малая письменность. Появление письменности связано с социально-экономическим и культурным

прогрессом Киевской Руси. К X в. относят сообщение о письменности, которая вспоминается в договорах Руси с греками в 911 и в 944 г. Тексты настоящих договоров приведены в "Повести временных лет". В договорах встречаем прямые свидетельства о наличии письменности на Руси. Да, в договоре в 911 г. вспоминается обычай писать духовные завещания (духовное завещание), когда завещатель едет в чужую страну.

Особенную заинтересованность вызывает так называемая Софийская азбука, выявленная на стене Михайловского алтаря Софийского собора. Она состоит из 27 букв, в основном греческих и славянских. По мнению С. Высоцкого (исследователя исторических достопримечательностей Софийского собора), "Софийская азбука отбивает один из переходных этапов восточнославянской письменности. Возможно, что перед нами алфавит, которым пользовались на Руси еще во времена Аскольда и Дира".

После принятия на Руси византийского православия, которое стало "культурой" новообразованных христиан, на Руси окончательно утверждается кириличная система письма. Кириллицей написаны все известны нам летописи XI и следующих веков : "Остромирівське евангелие", "Изборники" 1073 и 7076 p., "Слово о законе и благодати" и др. Кириллицей написаны и "графіті" на стенах Софийского собора (рис. 2) — свыше 300 надписей и рисунков — письменных свидетельств, которые пополнили наше представление о событиях древнерусской історії*. Так, одна из надписей в 1032 г. сообщает о рождении у князя Ярослава Мудрого сына Всеволода. В других надписях сообщается о смерти "царя нашего" Ярослава Мудрого, о продаже земли Бояна и уплату Софії десятины и др.

Рис 1 Написи-"графіті" на стенах Софийского собора**

В Софийском соборе выявлена самая давняя надпись, датированная 1052 годом. В нем сообщается об ударе молнии в Софийский собор.

Эта надпись на 16 лет более давняя от знаменитой надписи на Тмутараканському камне 1068 года, в котором рассказывается о том, как тмутараканський князь Глеб мерял зимой море по льду от Тмута-ракані (современная Тамань) к Корчева (Керчи)[18, с. 143]. Кроме Софийского собора "графіті" выявлено на стенах Кирилівської церкви, Михайловского собора Видубицького монастыря, а также на стенах некоторых пещер Киево-печерской лавры.

Анализируя церковные графіті, видим, что их авторами были представители всех социальных слоев населения — монахи, попы, купцы, княжеские люди, переписчики. Можно допустить, что настенные "графіті" — это своеобразные доски объявлений, место размещения давней рекламной информации. Отмеченные написи-графіті принадлежат к достопримечательностям неофициальной письменности, сделанной по инициативе самих авторов.

В XI ст. в Киевской Руси были основаны жанры рекламы, которые через несколько веков будут называться "фирменный стиль, рекламная полиграфия, сувенирная рекламная продукция". Большое распространение летописей и оригинальной литературы (автобиографичной, философско-публицистической, художественной) позвало к жизни создание мастерских из написания книг, где работали большое количество переписчиков. По приблизительным подсчетам ученых в книжном фонде Киевской Руси насчитывалось 130-140 тыс. томов. Книги на Руси, как и во всем мире, стоили очень дорого — по свидетельству византийских источников в ХІ-ХІІ ст. за одну книгу можно было купить большой дом в городе. Книги писали красивым уставом (вид давнего шрифта), начальные строки писались золотом, украшались большими рисованными инициалами и художественными заставками. События, описанные в книгах, иллюстрировались цветными миниатюрами. Книги имели драгоценный оклад из серебра, часто в оформлении обложек книг использовалось золото и драгоценные камни.

В Киевской Руси необходимо выделить такие проторекламні символы, как перстені-печатки, торговые пломбы, клейма ремесленников. В летописном сообщении о заключении соглашения с греками во времена князя Святослава вспоминаются золотые печати в посольских людей и серебряных — у купцов. Наличие таких печатей было обязательной составляющей подписания соглашения.

Графика, живопись (в частности монументальный), художественная обработка металлов и дерева, майолика во времена Киевской Руси достигли высокого мастерства и художественного совершенства. Высокий уровень развития монументальной живописи подтверждает ансамбль росписи Софії Киевской, построенной в 1037-1061 pp. Ярославом Мудрым.

Прекрасное внутреннее оформление имел Михайловский золотоверхий монастырь в Киеве. Храм был разрушен в 30-ые годы XX ст. и в настоящее время он возобновлен в первозданном виде.