Становление и развитие рекламного дела в Украине


1. В давней Ольвии в тяжелые времени правители города обращались за помощью к богатым согражданам. Благотворительная деятельность богатеев отмечалась в специальных декретах. Текст декрета вычеканивали на мраморных плитах и помещали на специальных подставках — постаментах. Богатые люди были заинтересованы в таких декретах — они создавали популярность и способствовали процветанию торговли. Да, в одном из декретов, что датируется II ст. к н. е., сообщается о благотворительной деятельности гражданина Протогена, который помог городу, когда казначейство истощилось, священные сосуды были заложены ростовщикам, в городе господствует голод и "все в упадке в результате войн и неурожаев".2. Земледелие было важной сферой экономической и торговой деятельности Боспорського царства и на его монетах мы видим изображение колосьев — рекламного символа хлеборобов, что и в настоящее время не потерял своего значения.

3. Археологические раскопки давних греческих городов в Причерноморье дали нам образцы скульптуры, архитектуры, живописи, графики тех времен. Исследователи обратили внимание, что именно на эти жанры греческой культуры повлияла местная культура скифов, сарматов и славян. Таким образом, на украинской земле под воздействием торговых коммуникаций — а именно они были основным средством общения — родился новый вариант греческой античной культуры.

Пределом исторических времен для народов, которые населяли территорию нынешней Украины, считается IV ст. н. е. Украинские земли при тех временах лежали на пересечении важнейших торговых путей. Между Балтийским и Черным морем естественные пути шли руслами больших год: Днепр, Днестр и дунайские притоки пролагали торговые пути из юга в Центральную Европу; из севера навстречу ним текли воды Вислы, Бугу, Німана, Двины и притоков Невы. Водоразделы между реками были узкими и по них прокладывались сухопутные дороги. Неисследованные страны всегда привлекали к себе купцов, которые искали выгодные рынки сбыта. Греки, римляне, арабы, персы, евреи, византийцы, скандинавские народы в разные времена и из разных сторон шли недоступными путями внутрь Восточной Европы. "Появление иностранных купцов имело большое значение для местных народов. Около рек в наиболее оживленных торговых местах основывались купеческие агентства. Развивалась внутренняя торговля, повышался культурный уровень, потому что в обмен на местные товары иностранные купцы предлагали высокохудожественные изделия и украшения".

Имеем все основания допустить, что купеческие агентства, целью которых была продажа товаров и организация торговой деятельности на постоянной основе, занимались и рекламной деятельностью — ведь без рекламы нет торговли; к сожалению, они не оставили документальных свидетельств тогдашних методов и средств рекламно-информационных коммуникаций.

Зарождение и развитие рекламы и рекламных коммуникаций во времена Киевской Руси.

Важную роль в развитии украинской рекламы сыграла Киевская Русь — первое государственное образование восточных славян. Много историков — М. Грушевский, С. Середонін, В. Ключевський, М. Голубец — не без оснований считают, что Киев стал политическим и экономическим центром государства благодаря своему положению центра торговли. В частности, М. Грушевский отмечает: "Вообще, как начатки киевской государственной организации были, несомненно, тесно связанные с интересами киевской торговли, так и позже государственные интересы тесно сплетались с торговыми, а купеческий класс — с правительственным. Картина слияния правительственной деятельности с торговлей и торговыми интересами находит себе полное подтверждение в договорах киевских князей с Византией: их главное содержание... складывает обеспечение торговых интересов.

Русские князья и бояре — одновременно правительство и негоцианты; киевская правительственная политика состоит на службе в торговле, как в свою очередь торговля составляет ту экономическую основу, на которую опираются князья и правительство".

Эта точка зрения имеет право на существование невзирая на отрицание академика П. Толочка .

Киевская Русь поддерживала торговые отношения практически со всеми странами Востока, Центральной и Западной Европы. Основные закономерности, которые обусловили развитие международной торговли в Киевской Руси, действовали и внутри страны. Рост производства продуктов сельского хозяйства и ремесел сопровождался формированием системы сбыта их на городских рынках. Давние летописи указывают на существование в те времена в Киеве двух рынков — "Бабий торжок" в городе Владимира и "Торговище на Подоле". В туристическом путеводителе по Киеву, выданному 1917 году (репринтне издание 1994 p.), с ссылкой на исторические источники вспоминается еще один рынок — "Житний торг", который существовал уже в XI ст. "Житний торг" был местом, где взвешивались важные дела, глашатаи (бірючі — росс.) доводили решение князя и объявление частных лиц (образец устной рекламы)[33]. Существует предположение, что улица Боричев Ток в Киеве получила свое историческое название как место, где боричі (бірючі) выступали с объявлениями перед народом (ток, ток — место общения и обсуждения; и в наше время говорят: ток-шоу).

Характерным для рынков Киевской Руси было сооружение на них или около них храмов. Во-первых, это было вызвано тем, что храмы были местом наибольшего скопления людей — потенциальных покупателей (как видим, давние бизнесмены уже тогда по-своему понимали в маркетинговых коммуникациях. -Авт.); во-вторых, согласно уставу князя Владимира именно церкви был отдан надзор за мерами и весами в городах — церкви должны были беречь их справедливость, "не умножать, ни преуменьшать".Значительное место в экономике Киевской Руси занимало ремесленное производство. На рынках Киева были очень популярные изделия гончаров — горшки, миски, корчаги, амфоры киевского типа, светильники, облицовочные плитки. Каждый гончар, заботясь о репутации и рекламируя свою продукцию, ставил на своих товарах специальное клеймо (сейчас мы называем это фирменным знаком, торговой маркой). Традиционно каждый гончар на Руси имел свое клеймо.





Вернуться назад