История происхождения рекламы


История происхождения рекламы

"Потребитель находится в постоянной осаде. Его крайне запуганно. Его безжалостно бутузит телевидение, ожесточенно атакует пресса, берет приступом радио, озадачивает щитовая реклама. Очень трудно заставить его запомнить что-нибудь, зато забывает он легко и быстро".

Р. Рівз

Рекламная деятельность зародилась еще на рассвете цивилизации, пережила разные этапы эволюции вместе с эволюцией человека, его потребностей и культурного развития.

Слово «реклама» происходит от латинского «reclamare» - выкрикивать.

Институт глашатаев был зафиксирован на государственном уровне очень давно. Должность глашатая вспоминается еще в XIV ст. до Рождества Христова.

Глашатаи использовались для повседневного информирования жителей древних городов. Они сообщали населению самую разнообразную информацию: о чествовании прославленных полководцев, о прибытии в город чужеземных послов, о дежурной раздаче хлеба или грандиозном цирковом представлении, о вызове граждан в суд, о вынесении приговоров и выполнении казней и тому подобное.

В период античности устная реклама уже отделилась от общей информации и развивалась в таких направлениях:

- вскрик зазывал в местах постоянного предложения товаров и услуг, то есть на рынках и ярмарках;

- призывы разносчиков, посредников и путешествующих ремесленников с предложением услуг.

Даже в те времена большое значение имели отдельные элементы процесса рекламирования : смысловая нагрузка призывов и возгласов, их лексическое значение, интонирование, тембр голоса, мелодика звука, а также внешний вид (одежда, прическа, мимика, жесты, набор предметов, которыми они пользовались, пытаясь привлечь к себе внимание).

Начала другого вида рекламы - изобразительной - тесно связаны с орнаментом, рисунком, скульптурой. Разные образцы этих видов творчества, которые принадлежат еще к эпохе палеолита, могут быть аргументами в споре о том, которое было первичным, - устная или изобразительная протореклама.

К протореклами принадлежат орнаменты татуировок с их ритуальным содержанием, сохраненным досегодня; жезлы начальников, которые символизировали власть; знаки собственности в виде клейм, которыми помечали разные предметы, скот и рабов; племенні тотемы, где были изображенные животные, которые считались пращурами племени и воплощали могущество, смелость, ум, хитрость и тому подобное (сравните с современными фирменными знаками). Восковые маски предков, что их носили на триумфальных и религиозных процессиях, и которые стали непременной частью интерьеров вилл римских патрициев, отображали древность рода, величие его деяний, следовательно, были своеобразным прообразом того, что в настоящее время называют «фирменным стилем».

Значительное количество рекламных элементов содержались в праздничных процессиях: декламация хвалебных стихов, демонстрация добытых в боях трофеев, возгласы глашатаев, которые приглашали на зрелища, музыка, пение, фарсовые представления. Вообще праздничные процессии были в античной культуре одной из форм удовлетворения общественной потребности в самооценке, самопознании и самовыражении. Особенно важного значения предоставляли им в древнем Риме, справедливо считая, что население таким способом призвичаюватиметься к величию империи. Это были предшественники современных рекламных кампаний, которые направлены на потенциального потребителя и объединяют значительное количество знаковых средств, которые должны оказывать шоковое влияние на целевую аудиторию. Такая реклама сегодня, как и когда-то, формирует национальный менталитет, а также побуждает отдельного человека поддерживать эти мероприятия собственными действиями. И что более эффективная реклама, то больше она отвечает этим наставлениям.

С развитием письменности (6 - 8 тысячелетие до Рождества Христова) реклама приобретает вид писаного текста, наиболее распространенного сначала в ближневосточных культурах. Как пример политической письменной рекламы античности можно назвать хвалебные надписи («камни, что говорят») на статуях правителей, сделанные с целью пропагандирования их взглядов и достижений, надписи («книги пирамид») из давньоєгипетських гробниц, а также на так называемой Стене коршунів, где описываются подвиги шумерского правителя XXIV ст. к Р. Х.





Вернуться назад