Методология построения научной теории

Главная - Науковедение - Методология построения научной теории

ВСТУПЛЕНИЕ

Одной из качеств, которые отличает научное знание от ненаучного, есть его системность. Это означает, что тот эмпирический материал которым владеет наука, соответствующим образом организованный, сведенный в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На "микроскопическому" равные науки можно выделить, например, такие элементы, как понятие, суждение, умозаключения,которые хорошо отличаются одно от одного за рядом формальных качеств. Однако они не высказывают специфику научного знания, поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаукове познание. По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждение, умозаключения

Для системы научных знаний характерно использования более больших блоков, которыми есть - гипотеза, теория, модель. Эти формы научного знания даже из чисто внешней формальной стороны отличаются от указанных выше, именно они характерные для современной науки

Кроме того, будут рассмотренные и такие формы научного знания, которые отличаются, скажем от суждений не формально (как, например, теория или модель), а только функционально. К их числу относится проблема, идея, принцип, закон, предположение и т.д. Из формальной стороны это просто обычные суждения. Однако по своим функциям в движении научного познания и в организации знания обозначенные его формы существенным образом различаются. Тому акцент будет сделан на анализ их роли в процессе познания, их отношения одно до одного и к более сложным формам научного знания

1.ПРОБЛЕМА И ВОПРОСЫ

Научное исследование всегда представляет собой цепь слідуючих одна за одной проблем. Проблемное содержание науки входит в ее общее содержание как ее составляющая. Однако область проблем и область уже завершенного знания настолько тесно взаимосвязанные, что механически отмежевать их одно от одной невозможно.

Проблема звернута не только в будущее, но и в прошлое. С одной стороны, в ней констатируется недостаточность достигнутого к определенному моменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явления действительности. С другой стороны, проблема несет в себе частицу знания, наличия которого она обязана своим нарушением. Таким образом, проблема - это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникает вместе с возникновением "революционной ситуации" старое знание уже не удовлетворяет нас, а новое еще не сформировалось повністю.

Очень часто проблему связывают и даже отождествляют с вопросом, подчеркивая, что проблема - это ВАЖНЫЙ, СЛОЖНЫЙ вопрос

Очевидно это не совсем верно. Можно сказать, что всякая проблема связана с вопросом, но не всякий вопрос является проблемой. Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение , узловым пунктом любой проблемы есть центральный вопрос. Сложная проблема может распадаться на ряд частных проблем и соответственно высказываться в соответствующих частных вопросах. Однако главной чертой проблемы является то, что для ее решения, для ответа на вопрос, которые ее выражают, необходимо выйти за рамки "старого" знание. Что же касается вопроса вообще, то нередко для ответа на него вполне достаточно "старого" знание. Такой вопрос при всей его важности и сложности для науки не является проблемой. Как рождается и развивается проблема? Какой механизм ее нарушения? Очевидно начальным пунктом возникновения проблемы есть возникновения проблемной ситуации в науке, т.е. противоречие между знанием людей о потребностях в каких-то практических или теоретических действиях и незнанием путей, способов осуществления цихдій.

Конечной основой проблемной ситуации есть практика. Оказывается недостаточность нашего знания об объекте, давая "отрицательные" результаты, практика приводит к возникновению новых проблем. При этом нельзя забывать, что наука владеет относительной самостоятельностью, внутренней логикой своего развития, своими внутренними противоречиями, которые тоже создают проблемные ситуации, обусловленные практикой не непосредственно, а лишь в результате внутренних причин, которые возникли в следствие этой практики. Так составляется дело во многих областях науки: в математике, теоретической физике и т. д.

Многогранность познания мира и каждого явления в целом очень часто ставит больше новых проблем, чем решает стариков, появляются підпроблеми. В связи с этим проблема представляет собой отраслевую систему, которая может быть изображена с помощью древовидной структуры

Появление новых проблем, выдвижение новых аспектов бывшей проблемы закономерно является реализацией одной из основных требований діалектичои логики - всебічність исследования объекту