ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)


Признание возможностей “математизации”, “фізикалізаціи”, а также “діалектизаціи” теоретико-биологического знания тянут за собой неизбежность критического переосмысления представлений, связанных с определением сущности теоретического, так как к сим порам их разработка велась преимущественно на материалах точного природоведения где тенденции діалектизаціи не достигли зрелого выражения и рефлексивного изучения. Через это основное содержание в данных представлениях воспроизводится на основе гіпотетико-дедуктивних и аксіоматичнихтеорій.

На этом пути наблюдается разнообразие прогнозов возможного развития теоретико-биологического знания, которые обуславливают неопределенность методологических программ его преобразования. Ящо стать на позицию, что биология в своем теоретическом развитии отстает от физики и надо оказывать содействие ее быстрому переходу в область точных наук, или стать на противоположную позицию, что биология “не хуже” физики и ее будущее за діалектизаціею теоретического знания, то существенным образом разными и оправданными должны быть действия биологов в развитии своей науки

Такой же залог неоправданности наблюдается и в других, повязаних с биологией, науках - географии, палеонтологии, геологии. В развитии научных основ палеонтологии и геологии исключительную роль сыграли успехи биологии

Именно от биологии в значительной мере идет понимание организованной сложности естественных обектів, вийнятково перспективное представление о равных организациях разных математических систем, которые изучаются науками о Земле, с ней повязаний сам системный подход к современному научному исследованию [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Поэтому здесь считается за необходимое дальнейшее продвижение в этих же направлениях.Задача достижения научной звязності блоков знаний, в частности теорий, которые отображают отдельные фрагменты действительности, но в нынешнем столетии она осознается как необходимое условие дальнейшего прогресса научно-теоретических знаний. Современное методологическое самосознание науки удостоверило много того, что одной из важнейших тенденций есть направления к единству научных знаний. Зясуемо что такое искомое единство знаний

Ряд естественных наук, подобно биологии, не реализовав идеал логического единства знаний, ставят более сложные проблемы упорядочения знаний. Речь идет не столько о логической благоустроенности, организации знаний на основе какого-то принципа, сколько об адекватности объяснения целостности той “той области явлений, которая составляет предмет данной науки” [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Понятійно такое устремление выражается сроком “органическая система знаний”.

Итак, современное развитие биологии, географии, геологии и много других естественных, гуманитарных наук, при рассмотрении внутренней благоустроенности научно-теоретических знаний делает акцент на его целостности, співвідносно с целостностью самого предмету познания. Поскольку, постановка задачи созвучная с особенностями системного подхода, его применение для создания необходимой организации знаний оправданная и перспективная

С помощью системного подхода формируется концептуальная основа воображения о жизни, как іерархізованои ценности. Утверждение системных идей в концептуальной основе теоретически-биологического знания сопровождается борьбой его за то, чтобы структурный^-структурный-системно-структурный подход приобрел форму, адекватную природе предмета биологического познания, которая бы не имела недостатков формального подхода. Для этого и надо усилить значимость момента целостности

В процессе обсуждения любой системы иерархической структуры живого возникает понятие “расчлененной целостности”. Что поставило требование включения в концептуальную основу, которая сложилась на базе системно-структурных представлений, момента динамичности жизненных систем, воспроизведенного теоретическими средствами. Изучение живых систем приобретает функциональный (процессуального) аспекта - изучаются функциональные системы, т.е. процесс функционального обеспечения живых систем, как розчленованихцілісностей.

Современной научной методологией обгрунтовано неперспективность, в конце концов невозможность получения знаний о предмете по старому, когда его разные стороны изучаются ізольовано одна от одной, а теоретический синтез для создания единого представления об обект (предмет) на основе полученных врозь знаний о нем откладывается на после для майбутього гениального ученого

Так вот, следует изменить традиционный подход исследований и подход к обработке и организации полученного знания. На пути к осмыслению ряда задач, которые выражают необходимую пропедевтику (предыдущее рассмотрение) зрелого залога теоретический^-теоретического-научно-теоретического знанняб и взаимосвязанные единой научно-исследовательской программой, возникает современное методологическое самосознание науки

За выражением одного из авторов - конкретные науки нуждаются в сегодня “генеральной уборке”. Из этого списка не исключается и физика, хотя еще “мало кто из физиков серьезно сочтет необходимым наведение порядка” [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Такая процедура чистки имеет отношение, прежде всего, к теоретическим достояниям конкретной науки - ее понятий, теорий, тощо.





Вернуться назад