Гипотетична реконструкция и принцип демаркации К.Поппера в научном познании

Главная - Науковедение - Гипотетична реконструкция и принцип демаркации К.Поппера в научном познании

Собственная методологична концепция была предложенная К.Поппером, для виришення проблемы определения лучшей с конвенционально принятых научным обществом теорий, она получила название "фальсификационизм", оскильки ее основным принципом есть принципфальсификации.

Карл Поппер (1902-1994) - австрийський философ, что начал свою научную дияльнисть в Видни (славнозвисному центри индуктивних наук), а с 1946 г. - проф. Лондонской высшей школы економики и политичних наук. Вин автор концепции "критического рационализму". Его взгляды формировались пид значительным влиянием логичного позитивизму, тем не менее свои головни идеи вин создавал на грунти критики методологичних принципив индуктивизму.

Фундаментальному принципу индуктивнои методологии научного пизнання - верификации (емпиричного пидтвердження) К.Поппер противопоставляет принцип фальсификации - можливости возражение любого теоретического научно доказанного утверждения

Слид указать, что фальсификация (вид лат. faиsus - ошибочный и facиo - делаю) есть методологична процедура, которая разрешает устанавливать хибнисть гипотези или теории. Ведь надо виризняти принцип фальсификации и процедуру фальсификации.

Принцип фальсификации непосредственно связан с использованием принципа "фаллибилизму" развернутым еще в Ч.Пирса. К.Поппер обгрунтував свою методологичну процедуру установления хибности теории на основи использование modus tollens [Див.:1.-с.92-105], что представляет собой здийснення дедуктивного умозаключения

Признавая слушнисть основоположение введенного индуктивистами в философию науки, что факты нельзя признавать за доказательство истинности теоретических положений, фальсификационисти доказывают - факты здатни лишь опровергнуть теорию. Поэтому перевирка науковости (демаркация) теоретических положений здийснюеться через их опровержение. Науковисть в таком случае нельзя отождествлять с истиннистю. Науковисть лишь характеризует прийнятнисть определенных представлений для науковцив.

Систематически изложенная методология фальсификационизму представляет собой вариант продолжение идей методологичного конвенционализму, главным тезисом которого являются принятия по соглашению просторово-часови одинични "базисни тверження", аксиоматику, определение терминив, постулаты и принципы, яки доказывают, что определенная система научных миркувань, которая сповищае об окреми властивости и процессы протикаючи в обективний дийсности не имеет самоотрицаний. Т.е. видповидае критериям розумности, рациональна и учитывает емпирични дани.

Универсальни теории, что претендуют на роль "единого истинного учение" не пидлягають процедури емпиричного опровержение, оскильки нуждаются в нескинченои множества перевирок, т.е. не могут быть сфальсификованими, а, итак, ни доказанными ни опровергнутыми. Таки теории вин называет "ненаучными вируваннями". Однако, на видмину вид вирувань, о яки вели разговор еще представители прагматизма, к универсальних теорий нельзя применить навить досвид практического виришення определенных задач. Виришення каждой конкретной практической задачи будет опираться на вирування в несомненно емпиричне иснування, о котором универсальна теория типа "диалектики абсолютной идеи" (Гегеля) ничого конкретного и положительного (для можливости вообразить емпирични наслидки, яки можно экспериментально перевирити) не способная розповисти. Т.е. с помощью фальсификационизму наука и философия науки способная виришувати проблему демаркации: видокремлення научных знаний вид ненаучных

К.Поппер, взагали, считает, что видповидно к требованиям фаллибилизму любое выражение систематически изложенных достовирних научных знаний имеет всегда лишь гипотетичний характер; системи знание принципиально присущая определенная помилковисть, оскильки для систематизации кое-что принималось aprиorи, как отдельный вариант "языковой игры". Придерживаясь данного положения вин называет себя "критическим рационалистом". По его мнению развитие науки состоит в висуненни гипотез и их спростуванни, из-за чего здийснюеться движение пизнання вид простых к бильш сложных явлений, процесив.

При обгрунтуванни своей методологии вин использовал положение по емерджентний развитие науки: каждый этап развития знаний есть частичный случай бильш общего еволюцийного процесса, который видбуваеться в дийсности. Плидно работая в царини логики и методологии научного пиднання, К.Поппер создал дедуктивно-номологичну модель объяснения, разработал спосиб выяснение вирного или невирного змисту научных гипотез, предложил оригинальну систему логичних интерпритации обсчет вирогидностей. Вин также дал собственную теорию свидомости, которую строил на началах емерджентизму, критици физикалистського редукционизму Карнаппа. Вин также выступал из возражением марксизма, как теории, что не фальсификуеться: историчний материализм есть учения об объективном характере суспильних законив.Послидовни емпиристи выводили методологию с анализу структуры знания с помощью емпиричного оправдание прийнятности знаний, который состоял в зведенни одних научных предложений к инших, т.е. во встановленни определенных логичних взаемовидносин помиж предложениями. Поэтому пид методологиею логични емпиристи розумили, по сути, логику аксиоматичного согласование высказываний, которые составляют обобщение данных досвиду, и вси ихни методологични проблемы сводились к проблемам логики. Критикуя их Поппер основной проблемой методологии сделал проблему развития знания - проблему анализу выдвижение, формирование, перевирки и змини научных теорий. Для Поппера "центральной проблемой теории пизнання всегда была и остается проблема роста знаний". Перехид вид анализу структуры к анализу развития знания истотно зминив и обогатил проблематику методологии.