ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)


Вступление

Характерными особенностями основных гносеологических признаков научного знания в XX столетии есть его діалектизація, диференціалізація, интерпретация, систематизация, технизация, кибернетизация, логізація, математизация, и т.п.. К этому перечню входит также и теоретизація научного знания как в целом, так и в отдельных предметных областях науки - необходимый, целиком закономерный и логически обусловленный этап развития научного знания, его высший уровень

Данная работа касается некоторых аспектов развития теоретических знаний (проблемы теоритизаціи) на уровне философских предпосылок, который содержит общие представления об объекте, процессе познания, выраженные в системе философских понятий. Во вступлении рассматриваются основные понятия о научных знаниях и его равных, соотношение между ними и переход от низших уровней к высшим. Первый пункт работы содержит данные о теории как высшую форму научного знания, выделено некоторые основные классы, указанные методы ее построения. Обзор работ относительно проблемы формирования научно-теоретические знания представлены в пункте 2. В следующем пункте рассматривается как в целому проходит развитие научно-теоретического знания, коротко изложена суть проблемы и шаги становления теоретического знания. Рассмотрено, какой залог обеспечения развития теоретического знания в конкретных предметных областях наук (физике, математике, биологии, географии, и т.п.). О результатах исследований в области проблемы теоретизаціи знаний сделанные выводы

Под понятием знания понимают “проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отображение в сознании человека в виде представлений понятий суждений теорий” [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В отличие от жизненных, т.е. донаукових знаний, уровень которых большей частью ограничивается описанием соответствующих фактов, научное знание достигает более высокого уровня - уровня объяснения, осмысление фактов в понятийной системе соответствующей науки, и привлекается в состав теории

Сущность научного знания состоит в понимании действительности в ее прошлому, нынешнему и будущему, в возможном обобщении фактов, в потому, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за одиночным - общее и на этой основе осуществляется предусмотрение (прогнозирование).

Удобно следует отметить, что мышление человека находится в постоянном движении от незнания, т.е. отсутствия проверенной информации о том или другой рассматриваемый объект, от неполного, поверхностного ко все более уточненного, углубленного и всебічноохоплюючого знание

Научное знание разделяют на два равные, а именно: уровень эмпирического знания и уровень теоретического знания

Для знаний, полученных на эмпирическому равные, характерное то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью при наблюдении или эксперименте. На этом уровни мы получаем знание об обозначенных событиях, обнаруживаем свойства інтересуючих нас объектов или процессов, фиксируем отношение и, в конце концов, устанавливаем эмпирические закономерности

Над эмпирическим уровнем науки всегда надстраивается теоретический уровень. Теория, которая представляет этот уровень, строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня). Тем не менее теория строится таким образом, что она описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты

Механика, например, описывает не реальные процессы, с которыми человек непосредственно имеет дело в действительности, а процессы, которые относятся к идеальным объектам, например к матеріальнихточок.

Идеальные объекты в отличие от реальных характеризуются не нескінечним, а целиком определенным числом свойств. Материальные точки, в механике, имеют не сильное большое число свойств, среди них - их масса и можливісті их описания в пространстве и времени. Таким образом, идеальный объект строится так, что он целиком интеллектуально контролируется

В теории задаются не только идеальные объекты, но и взаимоотношения между ними, что описываются законами. Кроме того, из первичных идеальных объектов можно конструировать производной объекты





Вернуться назад