Философия науки как объект дослидження


Жодну класификуючу систему конвенционализм не рассматривает как дос-товирно истинну, а лишь как "истинну по соглашению" (или, возможно, навить ни как истинну, ни как ошибочную). Дийсний прогресс науки есть кумулятивным и здийснюеться на мицному фундаменти "доказанных фактив", змини же на теоретическому ривни носят лишь инструментальний характер. Теоретический "прогресс" может заключаться лишь в досягненни зручности ("простоты"), а не в зростанни истинного змисту, так как истина возможная лишь в форми емпиричних фактив.Представители крайней версии конвенционализму (Айдукевич) не считают обязательным придерживаться навить власно созданной систе-ми, так как любую систему можно видкинути, если она становится надмирно сложной и если видкрита бильш развитая система, которая заминюе первую. и епистемологично, и в особливости логично этот вариант кон-венционализму намного простиший вид индуктивизму, вин не нуждается в обоснованиях индуктивних выводов

Важно видзначити видношення миж конвенционализмом и инстру-ментализмом [Див.:29;30]. Конвенционализм опирается на переконан-ня, что хибни предположения могут иметь истинни наслидки и поэтому хибни теории могут иметь большую прогностическую силу. Конвенционалисти (бильшисть из них) отождествили истину с ее практическими признаками и присоединились к определенному варианту прагматической теории истини. Таким вариантом есть попперивська теория истинного змисту, правдоподибности и подтверждение, которая заложила базис философськи конкретного варианту конвенционализму.

Еволюцийний конвенционализм зародился как философия бергсонианс-тва, девизом которой была свобода воли и творчости. Вин не накладывает запретов на недовисловлени спекуляции и разрешает построение кла-сификуючих систем на основи любой фантастической идеи. Крим того, конвенционализм не клеймит видкинути системы как ненаукови: вин считает бильшу часть науки евристичною, аниж индуктивизм.

Методологични миркування характерни для конвенционализму строят виявлявляючи обобщающую класификуючу идею. Здебильшого они схожи на следующий пример: "Если мы вообразим соби фактическое зникнен-ня сил тяжиння, тоди навить эта подия не способна возразить закона тяжиння сформулированного и.Ньютоном. Оскильки законы Ньютона ничого не розповидають об иснування тяжиння масс; они розповидають о властивости, яки повинни иметь тила, если иснують силы тяжиння мас."

Для конвенционалистив главными научными видкриттями есть насам-перед изобретения новых и бильш простых класификуючих систем. Поэтому они постийно поривнюють таки системы в видношенни их простоты: процесс осложнения научных класификуючих систем и их революцийна замина на бильш прости системы - вот что является основой внутришньои истории науки в их розуминни. Взирцевим образцом научной революции внаслидок этого была для конвенционалистив коперниканська революция. Были певни попытки для доведения, которое революции Лавуазе и Ейнштейна также представляют собой замину сложных систем бильш простыми

Видминнисть методологии конвенционализму вид индуктивизму, найбильш ярко, обнаруживает себя в протиставленни идеи "домовле-ности" визначальний доктрини аналитичнои философии. Эта доктрина опирается на понятие "пост-философська эра", которое требует сведения к емпиричнои фактуальности через редукцию и верификацию усих тра-дицийних философських проблем. Анализ языка становится орудием сведения философських проблем к научному ядру, системе доведений и продлевается до тех пор пока проблемы не будут знищени анализом. Для конценционалистив такой анализ есть частичная процедура, которая не способная виришити главного - дать новое знание (примером может служить логика Айдукевича).

Как это было определено и.Лакатосом [Див.:18.-с.322-336;21. -с.106-135], конвенционализм, как и индуктивизм, не может рационально объяснить, чему певни факты пидпадають пид дослидження в первую очередь и чему певни классифицируя системы анализуються ранише, аниж инши, тоди когда их поривняльни преимущества еще незрозумили. Т.е., эта методология совмещается с гипотетично сформулированными концепциями, что имеют екстерналистське значение

и, врешти, конвенционализм, как и индуктивизм, часто сталкивается с проблемой "мифологичнои свидомости". Например, згидно с кон-венциализмом, велики вчени приходят к своим теорий "фактически" благодаря "злетови" своего воображения. Однако, чему же тоди вчени утверждают, что вывели свои теории с фактив (например, и.Ньютон)? Поэтому кон-венционалистська конструкция науки часто видризняеться вид реконс-трукции, "собственноручно" здийснюванои большими учеными.Учение о виришальну роль интелектуальнои интуиции имеет в ций методологии основоположное значение. Проявления интуиции вбачаються там где решение определенной проблемы видбуваеться при условиях когда его возможно было получить непосредственно путем логичного вывода с видомих засновкив. Поэтому интуицию, как определенную интелектуальну дию, непосредственно противопоставляют пропозицийним формам миркування. (факты и обобщение фактив ”засновки-висновки”). Конвенциалисти признают возможным использование противоположной процедуры: обобщение фактив признать засновком для определения смислив и значений имеющихся фактив, как смислопохидних вид теоретических миркувань. Оскильки эта "антииндуктивна" дия ума видбуваеться без предыдущего обоснования преобразования висновкив в засновки, она имеет характер интелектуальнои интуиции. Основатель одниеи с первых логицистських теорий математик Льюис Керрол опубликував дви видоми сказки ХХ ст., яки в вигляди упрощенных моделей демонстрируют можливости интелектуальнои интуиции.





Вернуться назад