Проблемы науки и научной деятельности


Проблема ценности науки рассматривается в комплексе осмысления кризиса многих компонентов духовной жизни, сторичним моментом которой является переоценка роли науки в современном мире, отказ от наукоцентризму как мировоззренческого фундамента технологической цивилизации и поиск новых фіентирів и основ для формирования мировоззрения ХХІ век

История науки на нашей планете удостоверяет своеобразность каждого этапа ее развития и ряд закономерностей функционирования и накопление научного знания. Одна из таких закономерностей проявилась еще в середине ХІХ столетие: наука развивается пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предыдущих поколений. Важной тенденцией развития науки в ХХ ст., особенно во второй его половине, стал ускоренный рост научных открытий и информации, а также числа людей, занятых научной деятельностью. На 90-начала х лет численность ученых и научных работников составляла 90% от их общего числа за всю историю науки

Развитие науки осуществляется как эволюционным, так и революционный путем, на что указывают такие известные представители западной философии науки, как К.Поппер, Т.Кун, И.Лакам ос, П.Фейграбенд и др. Эволюционное развитие науки проявляется в том, что на каждом историческом этапе интегрируются в конкретном виде прошлые достижения, отдельные результаты причастных к научной деятельности людей входят в общую казну науковихзнань.

Ведущими направлениями развития современной науки и политики выступают микроэлектроника и кибернетика, создание искусственных материалов с заранее заданными свойствами, приборостроение, атомная энергетика, комическая техника и др. Возникают много численные международные научные объединения и организации, хозяйственная деятельность человека все больше приобретает планетарный характер. Для свободного обмена научными идеями, без чего невозможное эффективное развитие науки нужны нормальные межгосударственные отношения и стремления парламентов и правительств держал использовать научные достижения в гуманных целях. К сожалению, последние довольно часто используются в противоположных целях. Поэтому возникает необходимость в контроле научно-технического развития, прогнозирование и нейтрализации отрицательных следствий научно-технических открытий со стороны ученых и всех здоровых силсуспільства.

Конец второго тысячелетия сопровождался катастрофой многих мифов, которые розквітли в ХХ ст., как и унаследованных от прошлых времен, и вместе с тем возникновением новых, которые приходят им на смену. Среди затихающих мифов, которые уступают за своей значимостью и влиянием на ход истории только, социальным утопиям, хотя и тесно с ними связанные, - миф о спасательной миссии науки. Кризис религиозного поклонения науке, которая воспринимается как кризис доверия научному уму, научной рациональности вообще, отнюдь не порождении ХХ столетие, а скорее всего ее кульминация и завершения. Она обнаруживает собой лишь один, хотя и наиболее значительный, проявление кризиса, пережитого всей европейской цивилизацией. Антиподом цивилизации, как известным, есть варварство, поэтому й кризис цивилизации сопровождается наступлением нового варварства. Задолго до конца нашего столетия В.В.Заньковський писал: “Весь мир проходит ныне через период глубокой варваризаціи, несмотря на все блестящие завоевания наук и техники, на бесспорные сдвиги у устроение социальных условий жизни”. [1, с. 309]. В этих словах, которые не только не потеряли своей актуальности, а и стали воистину злободеннимм, выражена та обеспокоенность современным залогом нашей цивилизации, которая становится доминантой общественного сознания конца второго и начала третьего тысячелетия

Анармістські тенденции за последние десятилетия не только значительно усилились, а и расширили сферу своего внимания: если раньше преимущественно говорили о проблемах экологии в контексте производственно-технического и потребительского влияния общества на природу, то теперь все больше говорят об экологии человека, культуру и т.п. В ситуации кризиса поиск путей выхода из нее всегда содержит в себе возвращение к источникам этой цивилизации, а ее источником и движущей силой последней. Поэтому вопрос о судьбе науки и о судьбе цивилизации - это во многом то есть самый вопросы

Особенности современного развития науки характеризуются еще и тем, что морально-этические и гуманистические проблемы проникают в ее содержание и структуру, а девиз относительно “чистой” от социальных проблем науки отходит в прошлое. Все более четче и настойчивее проявляется необходимость единства социальных целей научного познания и моральных целей человечества. Как известно, рост самосознания ученых в глобальному, загально планетарном масштабе проявилось в погоушському движении, начало которому было положено знаменитым манифестом Рас села-ейнштейна. Названный документ провозгласил, что индивидуальная ответственность ученых обусловлена их знаниями, техническими возможностями и международными связями. Ученые должны распространять правдивую информацию о возможностях современной науки и социальные следствиях тех или других научных экспериментов.Сегодня наука активно проникает не только в социальное, а и в индивидуальную жизнь человека. Влия на ее сознани, чувств и эмоци, значительно изменя ее представлени о мир и сам себя. Современная наука, обращаясь д биологической природы и психофизических особенностей человека, помогает ей искать наиболее оптимальные пути и способы овладения современной техникой и конструирование более эффективных технических средств как производственно-продуктивному, так и познавательно-духовном плане. Современный человек с помощью найновішои медицинской техники научилась регулировать себя даже в тех случаях и залогах, которые раньше считались безнадежными, все глубже проникает в тайне микромира и макромира, овладевает новыми видами энергии и т.п.. Но вместе с тем наука и техника могут быть как огромным общественным благом, так и не меньшим суспільнимзлом.





Вернуться назад