НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ


соответствия требований нормативных документов законодательным актам;

содействие выхода украинской продукции на мировой рынок

Рядом с государственной широко используется отраслевая стан-дартизація. Так, приобретает дальнейшее развитие стандартизация на уровне предприятий. Отделы со стандартизации в каждом министерстве (ведомстве), объединениях, научно-исследовательских институтах конструкторских бюро. Работы по повышению эффективности производства, технического уровня и качества продукции проводятся с использованием стандартизации.Украина находится на этапе перехода к рыночной экономике. Сложная экономическая ситуация, дефицит государственного бюджета не дают возможности найти необходимые государственные средства на развитие законодательной и нормативной базы. В новых условиях хозяйствования министерства и ведомства Украины, которые отвечают за техническую политику в своих областях, должны выискивать новые пути создания и развития законодательной и нормативной базы, которая бы отвечала требованиям существующих рыночных отношений. Фактически большинство министерств и ведомств, ссылаясь на трудный экономический залог, потеряли возможность управления процессом формирования новой нормативной базы и не уделяют надлежащего внимания для ее обновления в своих галузяхдіяльності.

Проблемы функционирования, развития и усовершенствование национальной системы стандартизации, метрологии и сертификации следует рассматривать лишь в тесной связи с политическими, экономическими и социальными преобразованиями, которые происходят в Украине. Развитие технического регулирования должны отвечать уровню развития национальной экономики. Переходной период к рыночной экономике требует осуществления поэтапного усовершенствования национальной системы технического регулирования. Слепое копирование внешних атрибутов систем стандартизации и сертификации развитых стран мира при условии отсутствия эффективной рыночной конкурентной среды может привести к фактическому уничтожению существующих систем стандартизации, метрологии и сертификации. Это оставит Украину без ключевого элемента национального технического регулирования, т.е. создаст реальную угрозу для национальной экономической безопасности и государственного суверенитета

Основными факторами, которые оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие национальной системы стандартизации, метрологии и сертификации, есть многовекторная внешняя политика, которая направлена на интеграцию Украины в Европейский Союз, вступление в Мировую организацию торговли(WТО), сотрудничество со странами СНГ и другими странами мира. Внутренняя политика государства призвана оказывать содействие подъему отечественного производства, защиты прав украинских граждан на потребление продукции, безопасной для жизни, здоровье и окружающие среда. Дальнейшее развитие национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации определяется стратегическим курсом Украины на интеграцию в мировую экономику

С 1 марта 1998 г. приобрела силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом, целый ряд статей которой предусматривают сближение украинской системы технического регулирования с европейской. Такое развитие технического регулирования отвечает политическому курсу Украины на интеграцию в европейские и трансатлантические структуры, присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговли (GАТТ) и вступления в WТО.

Именно с целью сближения системы национального технического регулирования с европейской Госстандарт Украины инициировал принятие Постановления Кабинета Министров Украины от 19.03.97 г. № 244 "О мероприятиях по поэтапному внедрению в Украине требований директив Европейского Союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм та международных и европейских стандартов". Постановление представляет собой развернутый план сближения украинского законодательства, норм и правил, которые определяют требования к продукции, с международными и европейскими и предусматривает разработку 25 Законов Украины, а также подготовку 14 отраслевых программ обновления нормативной базы с учетом международных и европейськихстандартів.

В 1997 г. приобрел силу Закон Украины "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции", который обеспечивает защиту и поддержку отечественного товаропроизводителя. Предложенная этим Законом схема контроля качества и безопасности пищевых продуктов в полной мере отвечает требованиям GАТТ\WТО и дает возможность предотвратить рост бюджетных затрат на осуществление контроля в торговле, поскольку ввоз опасной продукции будет остановлено на государственной границе Украины. Это, своей очередью, даст возможность цивилизованным путем защитить отечественного товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции. Тем не менее реализация этого нуждается в выполнении значительного объема работ по разработке нормативно-правовых документов, по вопросам конкретизации требований и обеспечение их соблюдение относительно качества и безопасности пищевой продукции

С целью гармонизации процедур стандартизации и сертификации с международными и европейскими, создание условий равной конкуренции, повышение эффективности механизма контроля на внутреннем рынке разработано: проект Закона Украины "Об ответственности производителя и поставщика за выпуск и реализацию дефектной продукции"; проект Закона Украины "О порядке утилизации и вывоз опасной продукции"; проект Закона Украины "О маркировании продукции знаком соответствия", которые станут законодательным основанием высокоэффективного механизма надзора и контроля на потребительскому рынку Украины.В начале 1998 г. приобрел силу Закон Украины "О качестве и безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья". В указанном Законе впервые четко определен перечень и порядок выдачи документов, которые подтверждают надлежащее качество и безопасность продукции, установлены правовые основы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья для здоровья населения, отрегулированы отношения между органами исполнительной власти, производителями, продавцами (поставщиками) и потребителями во время разработки, производства, ввоз на таможенную территорию Украины, закупки, снабжение, хранение, транспортировка, реализации, использование, потребление, утилизации пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также предоставление услуг в сфере общественного питания. Законом определенная цель государственного регулирования, основные основы государственной политики относительно обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, требования относительно предупреждения ввоза, изготовление, реализации, использование некачественных, опасных или фальсифицированных пищевых продуктов, продовольственного сырья и сопутствующих товаров, а также виды деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти относительно этого. Право украинских граждан на потребление качественной и безопасной продукции, охрану окружающей среды, поддержку отечественного товаропроизводителя гарантируется ст. 42, 43, 50 Конституции Украины





Вернуться назад