историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании


На пидстави таких миркувань Дюгем робе обобщающий вывод, который физичну теорию невозможно признать прояснением, навить если опираться на концепцию постийнои взаемодии метафизики и науки

На мысль Дюгема, завершеная физична терия есть видображення (опись) реальности, которая обнаруживает себя через емпирични дани, но самая по соби принципиально не данная чувствам (емпирии). Главная цель научный работника, который формулирует теоретическое положение, состоит в том, чтобы опису-ючи результаты емпиричних дослиджень видкрити способы логичнои систематизации и класификации експеритментально установленных законив. Физичну теорию нельзя рассматривать как абсолютно гипотетични объяснение скрытой вид непосредственного спостеригача реальности, которая опосредованно проявила себя в экспериментальных данных (экспериментальных законах). Таки объяснения составляют основу метафизики, натурфилософии, "вид которых объективная наука должна звильнятися" в своей историчний еволюции. Общий недолик метафизики, считает Дюгем, состоит в потому, что философи "идут" к природе вид своих весьма узагальних принципив, загальнофилософських установок, а это приводит к феномену догматизации науки, потери евристичнои потенции научного пизнання. С точки зрения догматического свитогляду каждую новую мысль, фактически каждое видкриття слид рассматривать как пусти, еретични, неможливи представление

Теоретическая наука лишь как опись имеет право на "повагу", "еволюцию"; это самостийно иснуючих организм, который объяснительная часть эксплуатирует как паразит (Дюгем).

Свою позицию критики "методологии догматизма" Дюгем обгрунтовуе тезисом, которое новое знание всегда в чем-то противоречит уже видомому. Именно эта властивисть нового возражать в тех или инших моментах видоме есть принципиальный признак нового. Поэтому новое знание невозможно признать результатом еволюции предыдущего, уже видомого, "старого" знание.Обгрунтування концепции методологии построения теории как видображення дийсности, в Дюгема сопровождается систематической критикой индуктивизму. Возражая традицийне, для позитивизму, розуминня описания реальности в теории лишь как результата индуктивного обобщение данных систематических емпиричних наблюдений, вин зазначуе, что послидовний индуктивизм приводит к антинаучному философського солипсизму, згидно с которым единой реальнистю есть язык субъекта, его "Я", а предмет физичних дослиджень - мовни феномены. Дюгем обгрунтовуе тезис, что результаты емпиричних дослиджень не имеют самостийного значение, они всегда рассматриваются кризь систему понятий определенной теории (наукови факты всегда теоретически навантажени; в иншому случая их нихто не признает за наукови). Система понятий определенной теории разрешает рассматривать емпирични дани как встановлени факты (т.е. научный работниками было созданное обгрунтування, что именно ци емпирични дани есть факты, а не что-то инше) и обнаруживать наявнисть емпирично данной взаимосвязи миж ризними процессами, подиями, как спиввидношення символичних конструкций, яки нельзя свести к понятию "результат индуктивного обобщение". На фактах истории физики Дюгем послидовно демонстрирует, что таки конструкции имеют характер не индуктивних обобщений, а именно априорних систетичних суждений, яки наявни в мови и свидомости научный работника к емпиричного дослидження в формах цилеспрямованого намиру проведение определенного эксперимента

В своих дослидженнях с истории физики Дюгем, используя объяснение Платона, что такое асторономия, определяет видминнисть миж ризними ривнями пизнаня, настильки читко и выразительно, что его концепция среди многих философив науки часто признается классической

Дюгем указывает, что Платон виризняе три степени астрономии: созерцательный, геометрический и философський. Напомним, что на того историчний период, видношення науки и философии составляло одну неподильну систему мыслей. Поэтому данное виризнення ступенив, на мысль Дюгема, имеет универсальне методологичне для античной науки значения. Видиляються три ривня пизнання. Низший ривень есть пизнання с помощью чувствительного созерцания. Высший ривень есть пизнання с помощью чистого интелекту, на котором споглядаються вични истини. Вищий ривень спивпадае с тем, что философи найчастише называют "безпосередним созерцанием", или концепциею "чистого ума" абсолютнихрационалистив.

Миж нижним и высшим ривнями пизнання иснуе ряд змишаних суждений, яки составляют промижний ривень. Пизнання, основанное на суждениях змишаного ривня, Платон называл геометрическим пизнанням. Самое то, что сьодни (в период життедияльности Дюгема) называют природознаством, "современной наукой" и развило из этого змишаного, гибридного ривня суждений, яки характеризуют специфични властивости самого предмету своего дослидження (математически данный теоретический объект), а не приписывают ему певни властивости и превращаются в систему догматив, истинних независимо вид змин, яки имеют мисце в историчному процеси развития науки

Рассматривая конкретни проблемы, которые были усвидомлени в наслидок осмысление кризиса физики кинця ХиХ ст., на видмину вид А.Пуанкаре (який также занимался историею физики), Дюгем использует историю физики как методологию виришення ряда проблем теоретической физики. При этом вин пидкреслював, что именно история способная не дать упасть ученому в "амбициозну догматику или видчай пирронизму". история науки сповищае людини об "предвищення, яки провозглашались сформулированными теориями и реально были реализовани в дийсности, она создает убеждение о том, что физичну теорию нельзя рассматривать как абсолютно искусственную систему, которую считают сьогодни пригодной для объяснения процесив в дийсности, а завтра непригодной, что она есть класификация все бильш приближенная к природьои, все бильш вирне видображення реальности..."[1. -с.56]. Физична те-ория это система математических положений, которые виведени из ограниченного круга принципив, яки сформульовани с целью полного и однозначного (точного) охвата в единую систему экспериментально встановленихзаконив.





Вернуться назад