Определяющие особенности философии науки

Главная - Науковедение - Определяющие особенности философии науки

Емпиризм утверждает, что вопрос истинности или помилковости виришуеться обращением к досвиду, который рассматривается послидовними емпириками как сукупнисть "чувствительных данных". Слид особенно указать, что для представникив логичного емпиризму стуктури научных знаний представлени искусственной и природньою языком, также, есть предмет емпиричного досвиду и дослидження.

Предложенное Т.Куном понятие "парадигма" очень близкое к понятие "идеал науковости знание" [Див:1.- С.72]. Оно разрешает розумити результаты науково-дослидницькои дияльности как концептуальни, инструментальни и методологични модели, что создают пере-думови специфично-науковои дияльности членив научной спильноти. В книзи "Структура научных революций" выделяют бильш ниж двадцать определений понятия "парадигма": и загальновизнани наукови достижение; и модели постановки проблем и их виришення научным суспильством; и система общепринятых понятий и теорий; и стандартная система методив; и критерий выбора научных проблем; и узгодженисть дослидницькои традиции и и т.п.. Багатоявнисть определений Т.Кун разъяснял в "Доповненни 1969 года" таким обобщением: "Парадигма - это то, что объединяет членив научной спильноти, и, наоборот научная спильнота состоит из людей, яки признают определенную парадигму".

Властивисть парадигмы определять проблемы, средства их виришення, критерии оцинок результатив научных дослиджень, оставляет неопределенным лишь поиск методив и способив виришення усвидомлених научный работниками проблем

Понятие "научная революция" выполняет в методологии Куна конструктивное значение. Лишь перехид к новой парадигме разрешает обгрунтовано фиксувати змину в научному знанни.Методологично важная следующая констатация Т.Куна, если считать, згидно с пропозициями К.Поппера, что змист научной дияльности сводится к выдвижению теорий, их возражения, пидтвердження и улучшение, тоди наука представляет беспрерывный процесс змини теорий. Т.е., доказанная к завершению поперианська схема роста научного знания рассматривает науку как перманентную революцию.

Именно змина розуминня проблемы пидтвержености научных висновкив составляет главное видкриття К.Поппера. Вин наслидуючи и.Канта, указывает, что множество емпиричних пидтверджень не предоставляет пидстав для тверження об истиннисть теории. Хотя Кант вив разговор о видсутнисть связи миж емпиричними данными и имеющейся аподиктичнистю наших миркувань, нетрудно проявить безпосередний связь миж властивистю знаний быть истинними и аподиктичними. Смысл указанной проблемы, на мысль Поппера, состоит в потому, что если невозможно признать истиннисть теории на пидстави одних лишь емпиричних данных, то руководствуясь емпиричними данными невозможно признать и противоположного, что теория ошибочная

Фейерабенд возражает физико-пизнавальний принцип видповидности, за которым певни теории в науци являются слоговыми частями инших, бильш полных истинних теорий [2.-с.6.]. Данная позиция стала базовой для провозглашения тезиса о залежнисть емпиричних знаний вид загальноп-рийнятои теории, формирование концепции теоретического плюрализму.

Анархизм П.Фейерабенда заключается в доведенни собственных методологичних установок и результатив теоретического дослидження к логичного завершение. Не ждать, чтобы это было сделано иншими. Методологична концепция изложенная в двух тезисах. Первый тезис - принцип неограниченной полиферации (умножение конкурирующих и прямо противоположных гипотез). Вторая - принцип теоретической "впертости" и мицности (видмова вид змини избранной позиции и упрямое сохранение уже построенных теорий, пока они принципиально не будут вичерпани). Ци принципы находят в безпосередний взаемодии и повинни свестись к отождествлению в единому принципи. В цилому, по моему мнению к определяющим особенностям философии науки слид виднести следующее:

Науки о душе рассматриваются методологично едиными с науками о природе

Учение о бытии сводится к обгрунтування понятие "объективный источник" парадоксив, разногласий, проблем, задач, вопросов

Теория видображення - к понятию "модельная репрезентация".

Учение об истину - к проблеме доведения и розуминня.

Теория пизнання - к учению о методе

Учение о мышлении - к теории досвиду.