Влияние техники на развитие экономической деятельности: философский аспект


- изменение содержания и характера работы (увеличивается удельный вес творческих, поисковых определяющих функций, которая ведет к стиранию сутте- вих отличий между людьми умственной и физической работы);

- рост удельного веса высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые заняты обслуживаниям новой техники и технологии (это высвобождает трудовые ресурсы);

- повышение требований к культурно-технической и интеллектуальной подготовке кадров;

- ускорение структурных изменений в співвідношенні сфер человеческой деятельности (перекачивание трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживание). Это предопределяет рост концентрации населения в городах, углубление миграционных процессов, значительное сокращение рабочего и увеличение свободного времени (отсюда возможность гармонического развития личности);

- "интернационализации" общественного отношения (в частности, невозможно вырабатывать что-нибудь в одной стране, не считаясь с международными стандартами, ценами на мировом рынке, с международным разделением труда);

- потеря человеком эмоциональности, интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, одностороннее, техническое сознание;

- возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды (сверхвысоких и сверхнизких давлений, температур, электромагнитных полей, радиоактивности и т.д.).

Одной из найсерйозніших проблем, рожденных научно-технической революцией, есть проблема дальнейшего усовершенствования системы образования. НТР нуждается в постоянном образовании, которое состоит из двух подсистем: базовое образование и дополнительная (что может осуществляться преимущественно путем самостоятельного образования). Требуется прежде всего совершенная подготовка кадров. Ведь производство в нынешних традиционных областях промышленности нуждается в от 35 до 57 процентов неквалифицированных и име-квалифицированных рабочих, 4-8 процентов специалистов из средней и 1-2 проценты с высшим образованием. На полностью автоматизированных производствах необходимо иметь 40-60 процентов квалифицированных рабочих со средним образованием и 20-40 процентов специалистов с высшим образованием.Систему переподготовки, обучение новым специальностям и повышению профессиональной грамотности тружеников нам еще принадлежит создать. Успешное развертывание научно-технической революции требует преодоления отрицательных тенденций снижения интереса молодежи к инженерной профессии, к занятиям научной деятельностью. Сегодня нужно возродить высокий общественный статус инженерно-технического образования, использование инженерно-технических работников в строгом соответствии с их цільовимпризначенням.

Производственный потенциал страны в современных условиях зависит от эффективного использования найновіших достижений науки, техники и технологии. В этом плане важного значения приобретает степень интеллектуальной, профессиональной подготовки кадров. Ведь применение таких прогрессивных, принципиально новых технологий, как электронно-лучевых, плазмовых, импульсных, радиационных, мембранных, біотехноло-гічних немыслимое без высококвалифицированных рабочих и специалистов

Итак, анализ общественного производства дает возможность осознать целостность общества, определить основу, источника и движущие силы общественного развития, определить критерий общественного прогресса. При этом очевидным есть то, что современное общественное производство невозможное без оптимального использования достижений научно-технического прогресса. В свою очередь научно-техническая революция, которая е довольно сложным социальным явлением, которое взыскивает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, требует внимательного исследования и осторожного подхода, чтобы предотвратить отрицательные следствия использования науково-технічнихдосягнень.

5. Вывод

С вышеприведенного можно сделать следующие выводы: технические средства, как орудие работы - это все то, что человек использует в процессе взаимодействия между собой и природой, которая служит ей для передачи своих действий на предмет работы, для облегчения и ускорение этих действий. Для первоначального человека такими орудиями работы служили палка, каменья, топор, позднее - лук, стрелы. У современных людей орудиями работы являются разные инструменты: верстать, машины, наукоемкие технологии, микропроцессорная техника, биотехнология, ядерная энергетика и т.п.. С помощью этих орудий работы люди ведут обмен веществ между собой и природой, контролируя и регулируя этот обмен. Орудие работы сыграют важнейшую роль в истории развития производства. Степень совершенства орудий работы выступает показателем развития человеческой рабочей силы, показателем власти человека над природой. Именно за останками орудий работы изучаются исчезнувшие социально-экономические формации; экономические эпохи отличаются одна от одной не тем, что производится, а тем, какими орудиями работы оно производится





Вернуться назад