НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ


2. Факторы, которые обуславливают качество продукции

В условиях рыночных отношений качество обеспечивается и гарантируется предприятием. А если она не обеспечивается и не гарантируется - предприятие гибнет: автоматически обеспечивает это тот же рынок, но нормальный рынок, со сбалансированным спросом и предложением

В 70-и года считали, что для успеха производителя достаточно, чтобы продукции было много и она была дешевой. В 80-и года стало очевидным, что возникшая конкуренция не цен, а качества: 80% покупателей принимали решение о покупке, обращая внимание в первую очередь на качество продукции. Таким образом, конкурентоспособной могла стать лишь продукция, которая имела, при других равных условиях, меньшую производственную себестоимость и высшее качество

В 1982 г.в США была выдана книга Едварда Демінга "Качество, производительность, конкурентоспособность", в которой автор изложил свою концепцию постоянного повышения качества в виде 14 знаменитых постулатов [13].

Сейчас весь мир работает над проблемой обеспечения качества. Методической ее основой есть так называемая "петля качества" [9], которая в классическом варианте имеет такой вид (рис. 1).

На качество продукции влияет значительное количество факторов, которые действуют как самостоятельно, так и во взаимосвязи между собой, как на отдельных этапах жизненного цикла продукции, так и на нескольких. В [10] все факторы объединены в 4 группы: технические, организационные, экономические и субъективные

К техническим факторам принадлежат: конструкция, схема последовательной связи элементов, система резервирования, схемные решения, технология изготовления, средства технического обслуживания и ремонта, технический уровень базы проектирования, изготовление, эксплуатации и другие

К организационным факторам принадлежат: разделение труда и специализация, формы организации производственных процессов, ритмичность производства, формы и методы контроля, порядок предъявления и сдачи продукции, формы и способы транспортировки, хранение, эксплуатации (потребление), технического обслуживания, ремонта и другие

Организационным факторам, к сожалению, еще не отводится столько внимания, сколько техническим, поэтому очень часто хорошо спроектированное и изготовленное изделия в результате плохой организации производства, транспортировка, эксплуатации и ремонта досрочно теряют свое высокое качество

Рис. 1. "Петля качества", или этапы, на которые обеспечивается качество

К экономическим факторам принадлежат: цена, себестоимость, формы и уровень зарплаты, уровень затрат на техническое обслуживание и ремонт, степень повышения производительности общественной работы и другое

Экономические факторы особенно важные при переходе к рыночной экономике, им одновременно присущий контрольно-аналитическое и стимулирующее свойства. К первым относят такие, что разрешают измерить: затраты работы, средств, материалов на достижение и обеспечение определенного уровня качества изделий. Действие стимулирующих факторов приводит как к повышению уровня качества, так и к его снижению. Наиболее стимулирующими факторами является цена и зарплата. Правильно организованное ценообразование стимулирует повышение качества. При этом цена должна покрывать все затраты предприятия на мероприятия по повышению качества и обеспечивать необходимый уровень рентабельности. В тот же время изделия с более высокой ценой должны быть, высокого качества.В обеспечении качества значительную роль сыграет человек с ее профессиональной подготовкой, физиологическими и эмоциональными особенностями, т.е. речь идет о субъективных факторах, которые по-разному влияют на рассмотренные выше факторы. От профессиональной подготовки людей, которые заняты проектированиям, изготовлением и эксплуатацией изделий, зависит уровень использования технических факторов. Но если в процессе функционирования технических факторов роль субъективных слабеет, так как на этой стадии процесс проходит с использованием современной техники и технологии, которая максимально освобождает технологический процесс от участия человека, то в организационных факторах субъективный элемент сыграет уже значительную роль, особенно когда язык заходит о способах и формах эксплуатации и потребление изделий

Насколько важные субъективные факторы, свидетельствует распространенная среди производителей мысль об экономической выгодности повышения качества. Качество рассматривается при этом как социальное желательная цель, но ее влияние на повышение рентабельности считается минимальным. Объясняется это недостаточной осведомленностью производителей, которые допускаются такихпомилок.





Вернуться назад